«Для меня нет большей радости, когда ребята рвутся отвечать». Каково это – прийти работать в школу
Ольга Песенко учит детей английскому языку в гомельской гимназии № 10. Для нее это первый учебный год.
По стопам прадеда
Сегодня по плану три урока у четвероклашек.
– Должно было быть четыре, но один класс уехал на оздоровление, – рассказывает девушка. – Я веду занятия у третьеклассников и четвероклассников.
Пока есть время до звонка, интересуюсь: почему педагогика и языки?
– Меня всегда тянуло к изучению языков, да и литературу я очень любила. А когда с родителями за семейным столом решали, куда мне поступать, выяснилось, что у нас в роду были учителя, а прадедушка и вовсе заведовал сельской школой. Вот я и пошла по их стопам, – объясняет Ольга. – Был шанс остаться в столице после филфака БГУ, но решила вернуться в родной и любимый Гомель.
Как всегда неожиданно, звенит нетерпеливый школьный звонок. У Ольги первый урок в 4 «Б».
Дети с улыбкой заходят в кабинет и приветливо здороваются с учителем: «Hello!»
– How are you? (Как дела? – Прим. авт.) – в свою очередь интересуется Ольга.
– I am happy, because today is a nice day (Я счастлива, ведь сегодня прекрасный день. – Прим. авт.), – отвечает Соня со второй парты.
После обсуждения настроения, погоды и прошедших выходных учитель предлагает повторить слова из предыдущего урока. Ольге нравится креативный подход в преподавании, поэтому проводит уроки с элементами игры:
– Давайте сыграем в «Горячую картошку». Я бросаю вам игрушку и говорю слово на русском, а вы мне должны перевести его на английский.
Дети не против, за сентябрь полюбили эту игру, потому внимательно слушают Ольгу Юрьевну, а затем, поднимая руки, отвечают.
– Молодцы, ребята! – хвалит она учеников. – Теперь приступим к новой теме – «Моя семья».
– А можно зарядку? – оживляясь, спрашивает Лиза с первой парты.
– Конечно! – говорит Ольга и поясняет мне, что упражнения помогают детям перезагрузиться. – Физкультминутка проводится через 20 минут после начала урока. Попрыгав, поприседав и размявшись, ребята отдыхают и с новыми силами погружаются в образовательный процесс.
Так, быстро и с настроением, прошел первый урок. На перемене вокруг Ольги с дневниками толпятся отвечавшие. Нетерпеливо переминаются в ожидании заслуженной оценки. Перемену прерывает звонок, и 4 «Б» сменяют ученики 4 «Г».
– Присаживайтесь на свои места, – звучным голосом настраивает на учебу преподаватель.
Дети то и дело отвлекаются, но Ольгу эти заминки уже не смущают. Она уверенно продолжает урок и быстро возвращает ребят к учебнику:
– Артем, переведи, как будет слово «родители» на английском?
Парень слегка замешкался, но спасибо другу, шепнувшему подсказку. Ольга еще раз спокойно объясняет ученикам. Так за урок разучили 15 новых выражений.
Понравиться друг другу
Работать с детьми – та еще задачка, но молодой специалист справляется с ней на «отлично». Хотя, признается, когда пришла на свой первый урок, очень волновалась.
– Я тревожный человек по натуре, – говорит Ольга. – Поэтому перед началом учебного года у меня была масса вопросов: понравлюсь ли детям, смогу ли найти общий язык, а вдруг они не станут слушать? Но очень скоро нашла подход к каждому классу и поняла, что нужно вести себя естественно, тогда ученики воспринимают тебя и идут на контакт.
Молодому специалисту очень помогла с адаптацией опытная коллега Марина Дьякова. Ее ученик два года подряд входил в число победителей республиканской олимпиады по английскому языку и дважды становился обладателем Диплома II степени. Наставник дала девушке важные советы и рекомендации перед началом трудового старта. И она применила все на практике.
– Для меня нет большей радости, когда ребята рвутся отвечать, хотят узнать что-то новое, – это лучшая награда. В такие моменты понимаю, что все делаю правильно. Ведь знаете, как говорят, если нравится тебе учитель, то и предмет понравится. Именно к этому я стремлюсь, – подытожила Ольга Юрьевна.
Светлана ВАЩЕНКО
Фото автора