Домой доставит педагог. Как учителям оплачивают дополнительную нагрузку?
Школьный автобус выходит на маршрут с восходом солнца, чтобы собрать детей из 9 деревень Клецкого района и без опозданий доставить к первому уроку. Всего водителю и сопровождающему ребятню учителю придется сделать 3 утренних рейса.
Раннее утро, 7.15. Петляя через лес, в деревню Чаша Клецкого района Минской области заворачивает школьный автобус. Он приехал за одним лишь учеником: пятиклассником Максимом Шамруком – единственным ребенком в деревне. Учитель Орешницкого учебно-педагогического комплекса детского сада – базовой школы Клецкого района приветливо встретит мальчика, усадит на свободное место и проследит за тем, чтобы все было в порядке в дороге.
Через 4 километра автобус приедет в деревню Драбовщина, где находится школа. До начала уроков у Максима Шамрука остается полтора часа, но ему всегда есть чем заняться (в школе работает дежурный учитель, который за ним присмотрит). Всего школьному транспорту придется сделать три рейса, чтобы собрать детей из 9 окрестных деревень.
– У нас учатся 24 ребенка. Помимо Максима, остальные – из деревень Орешница и Драбовщина добираются в школу самостоятельно, – рассказала директор учреждения образования Ольга Мацукевич. – В свое время здесь училось более 240 человек. После оптимизации в 2016 году старшеклассники перешли в Грицевичскую среднюю школу – ближайшую, где организован подвоз. Именно ее транспорт доставляет и Максима. Из дома и обратно мальчика по очереди сопровождают педагоги нашей школы. Деньги на оплату за эту работу выделяются из премиального фонда, и составляет она – 2,5 рубля в одну сторону.
Шире круг
Педагоги Грицевичской средней школы сопровождают детей 6 раз в день. Деревни Мервины, Воронино, Заельня, Драбовщина с заездом в Чашу – таков первый круг школьного автобуса. Учеников много, поэтому транспорт делает снова два рейса, а это еще 5 других деревень. Чтобы все успеть, первый маршрут отправляется в 6.40.
– Более половины наших учеников – а их 75 – подвозит автобус. Забираем и воспитанников детского сада, – рассказала замдиректора учреждения Наталья Авдей. – Большой поток объясняется тем, что 2 года назад закрылась Нагорновская школа и ее ученики перешли к нам. Трижды в неделю детей в школу подвозят воспитатели детсада, еще два дня – наши учителя. По домам их развозят исключительно пятеро классных руководителей. Стимулируем их через премиальный фонд.
Как рассказала Наталья Александровна, около 10 лет назад в учреждении было даже 2 школьных автобуса, и детей успевали развозить одним рейсом. Затем один из них передали в Нагорновскую школу, а после ее закрытия транспорт уже не вернулся, поскольку закончился срок его эксплуатации. Зато на работу в Грицевичи пришла учитель начальных классов Наталья Минец – она еженедельно с 16 часов занята на развозе учеников.
– Безопасность детей – прежде всего, – считает Наталья Ивановна. – Поэтому такая работа мне не в тягость: транспорт новый, теплый. Поколесив пару часов по деревням, с последним рейсом возвращаюсь домой в Нагорное.
Безусловно, во время подвоза учителя находятся в постоянном напряжении: надо собрать детей, проследить, чтобы не отстегивали ремни безопасности. Педагоги сопровождают ребенка и от автобуса, если ему нужно перейти улицу, чтобы попасть к дому. Впрочем, педработники настроены позитивно. В Грицевичской СШ, к слову, есть те, кто сам проявляет инициативу в работе на подвозе из-за прибавки, пусть и небольшой, к зарплате.
Найти оплатный резерв
Порядок организации бесплатного подвоза учеников в госучреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования определен Инструкцией о порядке организации подвоза обучающихся, утвержденной постановлением Министерства образования от 30.08.2011 года № 247. Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров от 30.06.2012 года № 972, установлено, что на каждый автобус, перевозящий группы детей, назначается совершеннолетний сопровождающий. Педагоги выполняют данную работу за скромную доплату на основании приказа руководителя учреждения образования, который закрепляет за подвозом детей того или иного дежурного учителя. На сегодняшний день источником оплаты такого труда является фонд материального стимулирования учреждения. Оплата сопровождения детей осуществляется за счет дополнительных стимулирующих выплат – эту информацию подтвердили в управлении образования Миноблисполкома.
Минская областная организация профсоюза работников образования и науки обеспокоена тем, что такое использование части премии является нецелевым. Поскольку средства материального стимулирования должны направляться на поощрение за достижение хороших показателей в работе. Кроме того, подобный метод оплаты обком отраслевого профсоюза считает несправедливым. Проблему держат на контроле, обкомом были разработаны предложения по усовершенствованию законодательства.
– Ежедневно около 270 педагогов сопровождают детей на школьных автобусах. Согласно колдоговорам они получают за это выплаты. Однако данные учреждения образования оказываются в неравных условиях с теми, где подвоза нет, поскольку вынуждены тратить средства премиального фонда для оплаты за такую работу, – считает председатель Минского обкома отраслевого профсоюза Николай Башко. – Размер доплаты учителям в разных районах колеблется и зависит от того, по какому маршруту следует автобус. Однако фонд материального стимулирования во всех учреждениях одинаковый, независимо от того, есть подвоз или нет. Это несправедливо.
Мера ответственности сопровождающего учителя во время подвоза достаточно серьезная. Николай Николаевич подчеркнул: 86% работников отрасли – женщины. Многим приходится очень рано вставать, чтобы с семи утра уже выполнять свою работу, собирая детей по соседним деревням. Не всегда они успевают уделить достаточно внимания своим детям, нормально собрать их в школу, как другие мамы.
– Можно было бы решить проблему оплаты работы педагогов таким путем: в учреждениях образования, где есть школьные автобусы, ввести дополнительно 2 часа в день на организационно-воспитательную работу, – прокомментировал председатель обкома профсоюза.
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото автора