Духи – за рубежом, детские товары – в Беларуси: что и где мы покупаем в интернете
В рамках мероприятия руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич рассказал о последних трендах в байнете.
В каких интернет-магазинах белорусы совершают покупки
По его словам, на сегодняшний день половина белорусов что-то да покупала в интернете. При этом подавляющее большинство совершает покупки и на зарубежных, и на белорусских сайтах. Только 9% наших сограждан покупают исключительно за рубежом.
В первую очередь за границей мы покупаем косметику и парфюмерию, технику и электронику, одежду.
Однако детские товары покупают в основном в белорусских интернет-магазинах. Данную тенденцию связывают с характеристиками самой продукции, так как доминирующее положение занимают подгузники и детское питание.
«Это та категория товаров, доставку которых потребитель не готов ждать неделю», – отметил Максим Маринич. Также он подчеркнул, что если мы говорим про зарубежные сайты, то прежде всего подразумеваем AliExpress.
«За последний год как площадка для покупок вырос Joom, но абсолютно доминирующее положение здесь занимает AliExpress», – сообщает руководитель Deal.by. Он отметил, что на китайских сайтах белорусы покупают электронику, товары для детей, косметику и парфюмерию, автотовары и спортивный инвентарь. При этом средний чек в целом за текущий год вырос, но незначительно.
Относительно того, почему белорусы тратят деньги на зарубежных сайтах, Максим Маринич считает, что белорусский потребитель крайне чувствителен к цене, а на иностранных площадках часто низкая стоимость товара. Также не последнюю роль играет широкий ассортимент.
Ассоциация интернет-торговли
У покупателя должен быть выбор и возможность приобретать товар за рубежом. Ведь белорусский потребитель интегрируется в интернет-коммерцию через зарубежные покупки небольшого чека.
Однако, по мнению Максима Маринича, существует и обратная сторона. К примеру, есть вещи, которые продаются на китайской торговой площадке и приходят потребителю напрямую на почту. Аналогичные товары могут быть в ассортименте у белорусского предпринимателя. При этом он сталкивается с определенным рядом вопросов в виде сертификации, дорогой логистики и так далее. Таким образом, получается перекос в сторону китайской площадки.
«Мы готовы создать Ассоциацию электронной коммерции, которая будет заниматься вопросами именно белорусской интернет-торговли. Мы будем стараться лоббировать интересы малого и среднего бизнеса в интернете», – заявил представитель Deal.by.
Между тем Ozon.ru провел свое исследование, результатами которого поделился руководитель международной доставки Ozon.ru Дмитрий Лавров.
Тренды на товары
Согласно результатам исследования, каждый 4-й житель Беларуси посещает Ozon.ru. Среди всей аудитории сайта больше всего заказов делают женщины в возрастной категории от 26 до 40 лет, проживающие в Минске или других областных центрах. Их доля составляет более 85%. При этом в каждой 2-й «корзине» есть книжка, в каждой 4-й – товары для мам и детей, в каждой 6-й – товары для дома и интерьера.
Дмитрий Лавров отметил, что в настоящее время наблюдается тренд на здоровое питание, на книги по психологии и саморазвитию, а также на товары для животных.
«Мы вкладываем не только в развитие логистического бизнеса в Беларуси, но и помогаем стимулировать белорусских производителей, предоставляем им доступ к аудитории в полтора миллиона покупателей в день, к нашей логистической инфраструктуре и складским мощностям. На данный момент около 300 белорусских брендов представлены на нашем сайте. Ежеквартально рост продаж здесь составляет 20%. Самые популярные категории среди белорусских брендов, представленные на нашем сайте, – косметика, одежда и товары для детей. Среди самых популярных брендов для каждой из этих категорий являются Белита-Витэкс, Mark Formelle и Полесье. Рост продаж каждого из этих брендов ежегодно увеличивается. Это лишний раз доказывает, что белорусское производство отличается высоким качеством продукции и экологичностью», – рассказал представитель Ozon.ru.
Начальник управления организации торговли и услуг МАРТ Виолетта Березовская заметила: «С нашей стороны мы всегда открыты в части законодательных инициатив и ждем предложений от разных бизнес-сообществ, структур». Также представитель МАРТ считает, что создание Ассоциации интернет-торговли, которая непосредственно бы занималась интересами этой сферы, – важный шаг.
Кристина СМОЛЬЯНОВА