test gtag

Душевные разговоры, цветы, сладкие подарки: профсоюзы Гомельской области поздравили узника концлагеря в преддверии 9 Мая

Одна из самых крепких традиций профсоюзов - поздравление ветеранов Великой Отечественной войны. Этот год не стал исключением. В канун Дня Победы руководство Гомельского областного объединения профсоюзов организовало душевную встречу и поздравили 95-летнего узника Озаричского лагеря смерти Константина Метлушко.


Почетного гостя тепло с подарками, цветами встретили профсоюзный лидер Гомельщины Петр Кириченко и его заместитель Жанна Гатальская.

Парадный пиджак узника украшен десятками медалей. При шаге каждая из них издает гордый звон. В свой почтенный возраст Константин Иосифович выглядит бодро. Однако не скрывает, что раны на душе, которые оставила Великая Отечественная война, до сих пор кровоточат. Несмотря на то, что с тех пор, как освободили узников, прошло уже 80 лет, он до сих пор отчетливо помнит, как его, 14-летнего парнишку, нацистские палачи обрекли на неимоверные муки в концлагере «Озаричи».

За чашечкой чая в теплой обстановке он поделился трагическими страницами своей жизни.

– Когда немецкие солдаты пришли в мою деревню Козловичи Калинковичского района, мы с другими ребятами укрывались в болотной местности среди густых лесов. Надеялись, что туда каратели побоятся идти. Но мы ошиблись. Наступательными движениями они окружили нас, доставали прямо из болотной трясины. Убьют? Тогда всех волновал лишь один вопрос. Мы не знали, что немецкие каратели уготовили нам еще более страшную участь. Собрав всех жителей близлежащих деревень под видом эвакуации более 50 000 человек, стариков, женщин, детей сослали в Озаричский лагерь смерти. Средняя продолжительность жизни здесь составляла около трех суток. Мне же удалось продержаться 10 дней, – с дрожащим голосом рассказывает узник. – Каждый раз, когда делюсь своей историей, у меня будто ком подкатывает к горлу, тяжело вспоминать события тех дней.

Изнеможенных людей, кто не выдерживал тяжелой дороги, расстреливали. Женщины без устали несли маленьких детей, лишь изредка останавливаясь перевести дух на обочине. Кто не успел сойти, тут же оказывался под гусеницами. Мертвые тела смешивались с грязью, а белый снежный покров пропитывался кровавыми реками.

– В лагерь нас пригнали в начале марта. Этот месяц в 1944 году выдался по-особенному холодным, по ночам стоял мороз до – 15. Лагерь был огражден колючей проволокой в шесть рядов, на которой висели противопехотные мины. Подступы к нему были также заминированы. Холод, голод – условия были страшными. Люди ночевали под открытым небом, костры для обогрева разводить запрещалось, да и не с чего было. Каждая ночь для мирных жителей могла быть последней. Мы боялись рассвета, сразу перед глазами открывалась страшная картина – с десяток людей, скрутившись калачиком, бездыханно лежали, – у Константина Метлушко глаза на мокром месте, но он продолжает рассказ. – Рядом с колючим ограждением были вырыты канавы, заполненные грязной водой и отходами жизнедеятельности. Туалетов не было, поэтому все стекало туда. В канавах валялось много разложившихся трупов. Воды для питья немцы не давали, мы жадно хватали снег, а когда он сошел, вынуждены были брать воду из грязных канав.

Некоторые пытались бежать. Когда охрана уходила на обед, узники бросались к ограждению, ломали его, поднимали проволоку. Не пройдя и десятка метров, подрывались на минах. Немцы же смеялись.

Согнанных в лагерь мирных жителей намеренно заразили сыпным тифом. Немцы хотели запустить волну эпидемии и использовать узников как бактериологическое оружие, чтобы болезнь перекинулась на красноармейцев. Так и случилось. Многие солдаты, спасая узников Озаричских лагерей, заболели. Однако медикам удалось локализовать тиф, всех заболевших изолировали на карантин.

– Утром 19 марта нас освободили. Измученных, истощенных людей выводили по разминированной тропинке, мы ее назвали тропой надежды. После освобождения я еще месяц находился между жизнью и смертью. Зараза крепко впилась в мое худощавое тело, но я так хотел жить, что изо всех сил выкарабкивался, – отмечает Константин Иосифович.

После выздоровления занимался восстановлением Гомельщины. Более 30 лет Константин Иосифович посвятил профсоюзам. С 1961 по 1993 годы он работал в аппарате областного объединения, из них 25 лет – заведующим финансового отдела. Еще одним испытанием, выпавшего на долю мужчины, стала катастрофа на Чернобыльской АЭС. Чтобы помочь людям поправить здоровье после аварии он отправлял на оздоровление жителей пострадавших районов. За активное участие в ликвидации катастрофы Константин Метлушко награжден медалью и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БССР.

– Нам, узникам, многое довелось пережить. Озаричское болото стало братской могилой для почти 20 тысяч ни в чем не повинных людей, большинство из которых женщины и дети, – отметил Константин Иосифович. – На протяжении 80 лет мы, живые очевидцы, рассказываем молодому поколению о кровопролитных событиях военного лихолетья и напоминаем всем ныне живущим, что самое ценное, что есть на земле – это мир! Берегите его!

Светлана ВАЩЕНКО

Фото автора