Наверх

Экотранспорт и альтернативная энергетика: как Беларусь противостоит изменению климата

11 октября 2018

Беларусь: доля возобновляемых источников энергии к 2035 году достигнет 20%

Основным обязательством, которое взяла на себя Беларусь после ратификации всемирного соглашения ООН по климату, было сокращение выброса парниковых газов на 28% по сравнению с уровнем 1990 года (96,1 млн тонн). При этом уже в 2015 году фактический уровень выброса вредных веществ в республике составлял 89,6 млн тонн.

То есть наша страна досрочно выполнила заявленное обязательство. Однако это не соответствует стратегии низкоуглеродного развития, предусмотренной Парижским соглашением. Следуя ей, к 2050 году Беларусь должна достичь такого баланса выбросов и поглощения парниковых газов, чтобы их объем не превышал 43 млн тонн. Это означает, что к 2030 году республика будет выбрасывать в окружающую среду не более 74 млн тонн парниковых газов.

«Мы убеждены, что к решению данных задач нужно подходить взвешенно, оценивая все аспекты, обеспечивающие модель экологически устойчивого развития экономики страны, – отметила во время 23-го Белорусского энергетического экологического форума первый заместитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия Малкина. – В связи с этим ключевыми вопросами, которые сегодня требуют решения, являются снижение энергоемкости и углеродоемкости ВВП, повышение энергоэффективности (в том числе за счет внедрения энергоэффективных технологий и материалов), внедрение принципов «зеленой» экономики и устойчивой городской мобильности, а также стремительное развитие экологически чистых видов транспорта».

По статистике Международного энергетического агентства, до 2040 года наибольшим ростом будут характеризоваться возобновляемые источники энергии (прирост 2,6% в год) и ядерная энергетика (плюс 2,3%).

Согласно концепции энергетической безопасности до 2035 года, наша страна планирует развивать оба направления. Так, к 2020 году в эксплуатацию будут введены оба энергоблока БелАЭС, а доля возобновляемых источников энергии к 2035 году по плану достигнет 20%.

«Развитие альтернативных источников энергии позволяет не только диверсифицировать виды топливно-энергетических ресурсов, но и обеспечить энергобезопасность страны, – подчеркнул министр энергетики Виктор Каранкевич. – В последнее время в Беларуси активно развивается строительство таких установок. Принятие Закона «О возобновляемых источниках энергии» и стимулирующие тарифы на электроэнергию дали «зеленый свет» инвесторам. Ожидается, что за 9 лет мощность установок возобновляемых источников энергии от организаций, не входящих в систему Минэнерго, возрастет примерно в 30 раз – с 20 Мегаватт в 2012 году до 670 Мегаватт в 2021-м. При этом инвесторам гарантировано подключение установок к государственным электросетям и приобретение предложенной ими энергии».

Глава министерства также отметил, что в ближайшей перспективе планируется снизить стоимость электроэнергии для потребителей. «В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего данный вопрос. Я уверен, что мы сумеем соблюсти баланс между интересами потребителей и производителей электроэнергии. Для нас это является одной из стратегических задач», – подчеркнул Виктор Каранкевич.

Германия и Австрия: борьба с парниковыми газами и декарбонизация промышленности

По словам исполнительного директора немецкого энергетического агентства Dena Кристины Хаверкамп, немецкое правительство поставило цель: к 2050 году снизить выбросы парниковых газов до 5%. Для ее достижения потребуется ежегодно сокращать количество вредных выбросов на 20–26 млн тонн.

Чтобы решить, каким путем прийти к этой цели, в Германии провели исследование. В нем приняли участие чиновники, члены отраслевых министерств и ведомств, представители деловых и научных кругов, а также все заинтересованные лица.

Эксперты пришли к выводу, что избежать выбросов парниковых газов в энергоемких секторах экономики и сфере строительства будет очень непросто. К тому же это очень затратный процесс. Вместе с тем Германия уже приступила к декарбонизации промышленности.

В частности, для обеспечения централизованного теплоснабжения планируется использовать тепловые насосы. Они будут применяться как при строительстве новых зданий, так и во время модернизации существующих. На первом этапе Германия планирует установить порядка 800 000 таких насосов.

«Для достижения целей Парижского соглашения нам потребуется снизить энергопотребление, активно развивать возобновляемые источники энергии, использовать синтетическое топливо и развивать электротранспорт. В то же время очень важна поддержка этих инициатив мировым сообществом», – подчеркнула Кристина Хаверкамп.

Как отметил заместитель директора – главный научный сотрудник Австрийского энергетического агентства Герберт Лехнер, Австрия, как и соседняя Германия, запланировала поэтапный переход на «чистую» энергию. Так, на национальном уровне уже разработана стратегия декарбонизации энергетического сектора. Австрия поставила амбициозные планы сократить выбросы парниковых газов до 2%.

К 2030 году страна планирует полностью вывести из эксплуатации ископаемое топливо. Ему на смену придут возобновляемые источники энергии. Ожидается, что к 2050 году их доля составит 50%. Вместе с тем зимой с получением альтернативной энергии возникают определенные сложности. Сейчас австрийцы разрабатывают технологии, которые бы позволили получать энергию от возобновляемых источников круглый год.

«Также мы планируем перейти на «зеленый» газ, в качестве источников которого будет применяться солома, опавшая листва и другой органический мусор. На первом этапе планируется, что доля «зеленого» топлива составит 1,5 млн кубометров», – рассказал Герберт Лехнер.

По словам эксперта, в Австрии активно развивается электротранспорт. Государство стимулирует жителей, которые отказываются от бензиновых авто в пользу экологически чистых. В частности, предусмотрены субсидии на покупку электромобилей. К тому же владельцы электрокаров не платят за парковку и имеют право передвигаться со скоростью 130 км/ч, в то время как для остального транспорта действует ограничение в 100 км/час.

«Мы понимаем, что без внедрения кардинально новых технологий невозможно достичь озвученных целей, поэтому в настоящее время проводим масштабные научно-исследовательские работы. Реальные действия будут предприняты к 2030 году», – резюмировал гость из Австрии.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото Виталия ГИЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости