Эксперт о буллинге: «Школьный психолог в одиночку не должен решать проблему насилия»
Издевательство одних учеников над другими, к сожалению, встречается сегодня почти в каждой школе
Типичными объектами для насмешек в школе становятся «очкарики», «толстые», «заучки», «тихони».
Без должного вмешательства взрослых такие «шутки» могут закончиться печально. Как предупредить школьное насилие и какую роль в этом должны играть учителя, психологи и родители?
Чья вина?
Травля, или буллинг – не новое явление в школьной среде. Многие помнят советский фильм «Чучело», снятый по одноименной повести Владимира Железникова. Кстати, сюжет был взят из жизни.
«Еще несколько десятилетий назад специалисты поднимали проблему насилия в школах и решали, что делать. Во втором десятилетии XXI века мы понимаем, что травля и издевательства – совершенно неприемлемые явления, не соответствующие представлению о современном человеке», — говорит заместитель председателя РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» Виталий Никонович.
Несколько лет назад в одном из микрорайонов Минска выбросилась из окна школьница. Девочка училась в 5-м классе и была изгоем, потому что дружила только с мальчиками. Одноклассники издевались над ней, например, бросались разными предметами – однажды даже ножницами запустили. Какое-то время девочка ходила на консультации в центр дружественного отношения к подросткам «Доверие», но потом исчезла из поля зрения. Координатор центра Валентина Шукан вспоминает, что на последней встрече девочка сказала: в жизни все наладилось, только вот ходить к психологу ей не разрешает мама — мол, уроками нужно заниматься. А позже выяснилось, что школьницы не стало. Мама погибшей девочки в случившемся обвинила ее одноклассников. Но вина взрослых в этом тоже есть.
Буллинг: реальный и виртуальный
Психологи выделяют несколько причин буллинга в школе. Сильное влияние оказывает неумение детей общаться со сверстниками. Вообще строить отношения учатся в семье: если там применяются принципы буллинга или троллинга, то и результат будет соответствующий. Нередко издевательства начинаются из-за того, что педагог не умеет правильно ввести нового ученика в уже сложившийся коллектив класса.
«Поводом для насмешек и издевательств становятся любые особенности во внешности или характере. Буллингу часто подвергаются скромные и застенчивые дети. Они не могут дать отпор, поэтому за их счет легко самоутверждаться, — поясняет Валентина Шукан. — Бывает, что у мальчиков и девочек наблюдается замедленное половое созревание. Это не болезнь и не изъян — просто особенность организма. Однако в глазах сверстников такие ребята выглядят странными и становятся объектом насмешек. То же самое можно сказать и про детей из религиозных семей».
Вопреки расхожему мнению, компьютерные игры или фильмы, по словам координатора центра «Доверие», влияют на агрессивное поведение ребенка только в том случае, когда подкрепляются жизненными ситуациями. Например, когда в семье сильный угнетает слабого: отец кричит на мать, а та, в свою очередь, может шлепнуть сына.
Буллинг может проявляться в любом возрасте. Но особенную остроту проблема приобретает у подростков, потому что у них уже появляются собственные представления о жизни. Также сказывается гормональный всплеск на фоне переходного возраста. А вот виды насилия разнятся: в младших классах распространено физическое, в старших — психологическое. В последнее время получил развитие кибербуллинг — унижения и оскорбления через Интернет. А вот экономическое насилие, в том числе вымогательство денег, может возникнуть в любом возрасте.
Кто-то должен сказать «Стоп!»
Первым признаком того, что ребенок терпит издевательства в школе, должно стать его нежелание туда ходить. Родителей должно насторожить и то, что учителя жалуются на плохое поведение, хотя дома оно не проявляется. Сами дети не всегда спешат рассказывать взрослым о случаях буллинга. Как пояснил Виталий Никонович, не каждый школьник знает, что именно является насилием, как нужно действовать в подобных ситуациях, к кому и когда обращаться. Но главное, не все уверены, что их обращения будет восприняты всерьез и взрослые не сделают еще хуже. Конечно, сказывается и давление общеизвестных мифов: «жертва часто сама виновата», «рассказал, значит слабый, ябеда, «шестерка» и т. п. Поэтому многим проще промолчать, надеяться на свои силы или… становиться агрессором самому.
«Помню случай, когда мальчик перешел из обычной школы в гимназию. Там уже сложился свой коллектив, в который его не приняли, — привела пример Валентина Шукан. — Более того – из-за полноты над ним постоянно издевались: обзывали, после уроков забрасывали снежками или обсыпали листьями… Позже мальчик перешел в профильный класс и сам стал во главе группы, которая срывала уроки, делала гадости учителям. То есть все, что у него накопилось в душе, получило свой выход».
Заинтересованность в решении конфликтов должны проявлять в первую очередь учителя и администрация школ. Именно у них должен быть четкий алгоритм действий: как прекратить насилие, оказать помощь пострадавшему, документально зафиксировать факт, разобрать ситуацию с последующим разрешением, поддержать всех участников конфликта, включая обидчика и свидетелей. Как показывает практика, вмешательство взрослых может пресечь издевательства над учениками на корню.
Вместе с тем многие родители жалуются на то, что школьные психологи не способны разобраться в ситуации, хотя, казалось бы, это их «поле деятельности». Недавно об эффективности работы школьных психологов высказалась и вице-премьер Беларуси Наталья Качанова, заявив, что необходимо более внимательно подбирать кадры в этой сфере.
«Важно понимать, что школьный психолог в одиночку не должен решать проблемы насилия, — подчеркнул Виталий Никонович. — Конечно, он может быть вовлечен в процесс и заниматься своей профильной деятельностью: искать истинные причины конфликта и помочь найти оптимальные пути разрешения ситуации. Но очень часто без вмешательства администрации проблему не решить».
Создавать атмосферу мира
С 1 ноября Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО запустила дистанционный курс «Современные подходы в предотвращении насилия и популяризации культуры мира в образовательных учреждениях» на базе платформы дистанционного обучения EDU-HUB. За основу его взято прошлогоднее пособие ЮНЕСКО «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях».
Таким образом, специалисты получили возможность обучаться методам решения проблемы, не отрываясь от работы и в удобное для себя время. На курс, рассчитанный на 5 недель, записались 740 человек из 15 стран, в том числе Болгарии, Китая и Италии. Но большинство – это педагоги и администраторы школ из Беларуси, Украины, России и Молдовы.
«Мы ожидаем, что после окончания курса выпускники смогут создать в своих школах атмосферу мира, а также привлекать к решению проблемы самих учеников (через ученическое самоуправление), родителей (через родительский комитет), учителей (через педагогический совет) и других партнеров из числа общественных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, — заключил заместитель председателя ассоциации. — Если благодаря этой работе жизнь детей и подростков в школьной среде станет комфортнее, им захочется учиться, становиться более активными в социальном плане — это и будет достойным результатом нашей работы».
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Еженедельник «Беларускі час»