И 3D-моделирование, и робототехника. Чем занимаются в первом белорусском атомклассе?
Современный атомкласс, созданный при поддержке АО «Концерн Росэнергоатом», работает средней школе № 3 Островца. У ребят есть возможность на углубленном уровне изучать предметы естественно-научного цикла, причем, благодаря передовому оборудованию, делать упор на практику.
Сеть атомклассов создана в рамках проекта «Школа Росатома». Сегодня эти научные центры для детей работают в 50 учреждениях образования. Все они, кроме островецкого, находятся в России. Белорусские педагоги ездили туда, чтобы перенять опыт коллег.
Островецкий атомкласс открылся в ноябре 2020-го. Научный центр полезен не только для ребят, которые в будущем планируют поступить в ядерные институты, но и для тех, кто видит себя в других профессиях.
– «Росатом» выделяет средства на закупку разнообразного оборудования, с помощью которого дети могут углубленно изучать тот или иной предмет. Когда физику объясняют «на пальцах», ребята не всегда понимают, а когда уже с начальной школы они ставят опыты и на практике разбираются, что и как работает, намного легче воспринимают информацию, – отмечает куратор атомкласса Ольга Алейникова.
К слову, Ольга Ивановна чуть больше месяца в Беларуси. Последний год ее семья жила в российском городе атомщиков Удомле, а до этого – в Сосновом Бору, где педагог работала в атомклассах. Изначально собеседница не планировала устраиваться в островецкую школу, чтобы не привыкать к детям (через 2 года Алейниковы снова переедут на новое место), однако любовь к своему делу победила. Помощь опытного специалиста сложно переоценить в организации работы атомкласса.
Атомкласс разместился в отдельном кабинете, где раньше проходили уроки информатики. Его оснастили по последнему слову техники. Среди оборудования, например, планшетный стол, на котором удовольствием занимаются ребята из младшего звена. В устройстве установлены десятки обучающих программ, охватывающих разную тематику, начиная с изучения букв, и заканчивая увлекательным знакомством с ПДД. Также ребята могут освоить азы физики, химии и биологии, благодаря цифровой лаборатории для начальной школы.
– В объединении по интересам для 7-го класса работаем по программе «Лунная Одиссея», разработанной московскими педагогами в содружестве с корпорациями Роскосмос и ОРКК, а также Lego Education. Закуплены специальные конструкторы, предназначенные для конструирования и программирования роботов, и с их помощью ребята постигают основы робототехники и параллельно знакомятся с ближним космосом, – рассказывает Ольга Алейникова. – Занятия проходит раз в неделю и длятся 2 часа. Но, когда они заканчиваются, дети не торопятся уходить – им очень нравится. Знаю, что в некоторых столичных школах изучают Scratch программирование с 3-4 класса. Думаю, постепенно придем к этому и здесь.
На «ура» проходят занятия и с восьмиклассниками, которые углубленно изучают физику. Например, задания ребята выполняют в цифровой лаборатории профильного уровня. А для исследовательских и проектных работ по биологии, химии используют переносную лабораторию SenseDisc. С помощью нее школьники могут ставить эксперименты и в кабинете, и на улице. У ребят уже появилась идеи первой исследовательской работы: они хотят изучить уровень загрязнения местного водоема.
Старшая школа, 11-й класс, учится 3D-моделированию. Считается, что такие занятия развивают пространственное мышление, важное, например, в работе инженера или архитектора. Уже сейчас ребята достигают заметных успехов.
– Одиннадцатиклассник Давид Епремян уже сказал, что пойдет учится на 3D-моделлера. Теперь из атомкласса не выходит: мы изучили с ним программу для 3D-моделирования, и он постоянно что-то изобретает. Скоро начнем распечатывать на 3D-принтере то, что у него получилось. Есть очень интересные вещи, – считает Ольга Алейникова. – А наш шестиклассник Тимофей Магидов? На открытии атомкласса он не побоялся отстаивать свою точку зрения перед почетными гостями. Уверенно рассказывал, что у него за робот и как его программировал.
Помимо работы в атомклассе, островецкая школа активно участвует в многочисленных проектах «Росатома» и международных конкурсах. Недавно, например, ребята делали видео для творческого проекта «Мастерская «SounDrama», в котором участвуют дети из России, Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Московские режиссеры отобрали тех, с кем готовы в течение двух недель работать и снять масштабное документальное кинополотно. Когда островчане узнали, что вошли в число счастливчиков, просто не могли в это поверить! Куратор атомкласса отмечает, что, благодаря таким проектам, школьники начинают верить в свои силы и стремиться к новым вершинам.
Елена Каяч
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА