«Им с нами хорошо». В детском доме семейного типа окружают заботой и не лезут в душу
Жителями большого и уютного детского дома семейного типа в поселке Краснополье Могилевской области становятся разные ребята. Родители-воспитатели Елена и Дмитрий впускают их в свою жизнь без оглядки на возраст и пережитые трагедии, не пугаясь даже самых страшных ошибок биологических матерей и отцов. Исправлять их, заживлять израненные обидами и равнодушием взрослых маленькие сердца – привычный ежедневный процесс. Здесь окружают заботой и вниманием, не лезут в душу с расспросами и считаются с детским мнением.
Свой чужой ребенок
А когда-то супруги Алепко, воспитывая своих двоих детей, даже не подозревали, как кардинально изменится их жизнь с появлением приемной дочери Таисии. Увидев девять лет назад угловатую, лысенькую, с оттопыренными ушками девчушку в приюте, Лена не спала всю ночь – так было жаль ее! Дима отказывался брать на себя ответственность, возмущался и вразумлял жену – все-таки Тасе 13 лет. Но уже утром передумал. Жена убедила: вместе они справятся с трудностями, смогут полюбить чужого ребенка.
Сейчас, глядя на фото красивой длинноволосой девушки, трудно поверить, что она, вылитая вождь краснокожих, наводила ужас на законопослушных граждан. Как, впрочем, и двое ее братьев. Всех скопом их забрали у пьющей матери. Втроем хулиганили, протестуя против жестокого мира, и стояли на учете в милиции. Леша и Вадим часто приходили в гости к сестре. В новом доме Таисию вкусно кормили, покупали вещи, а главное – обнимали. Сидеть за общим столом в гостях у более везучей родственницы и уплетать настоящий деликатес – яблочную шарлотку – мальчикам пришлось недолго. Их тоже взяли под опеку. На радостях ребята притащили к приемным родителям своего лучшего друга – долговязого паренька.
– Ростом сынок удался, на голову выше меня, – смеется Дмитрий. – Но настолько трогательный… Так и сказал, мол, возьмите к себе, готов спать на коврике. И как после такой просьбы откажешь?
С появлением еще четверых детей построили новый дом семейного типа. Теперь места хватало всем и даже с запасом для новых сыновей и дочек, которые не заставили себя долго ждать.
Не розовое детство
Каждая история очередного ребенка заставляла Елену содрогаться от ужаса. На долю доверенных ей малышей и подростков выпадали немыслимые испытания. Казалось, пройдя через подобные беды, потери и предательства, не всякий взрослый нашел бы в себе силы полноценно жить дальше. Дети смогли. Правда, превратились в зажатых и колючих «ежиков» с грустными глазами.
…Прежде чем обрести крепкую и дружную семью, Надя жила с мамой в Казахстане. Женщина страдала алкоголизмом. Видя, как самый родной человек медленно убивает себя, девочка плакала и умоляла бросить пагубную привычку. Но все тщетно. Похоронив маму, ребенок остался совсем один. Благо в Беларуси нашлась тетя, которая забрала племянницу к себе. И только Надя начала оправляться от перенесенного горя, как обнаружила тетю в петле. Сейчас девочка учится в одном классе с родным сыном Алепко – Данилой. Часто приносит хорошие отметки.
…Диму привезли в Краснополье из Могилева. С рождения жил в детдоме, пока не нашлись добрые люди. Мальчика усыновили, но спустя несколько лет, устав от непослушания, взрослые снова от него отказались. Дважды преданный, он попал в семью Алепко. Новые мама с папой долго заслуживали доверие, терпеливо ожидая, пока Дима перестанет своевольничать. Как-то зимой, прыгая по батарее, он оставил всю школу без отопления. Дмитрий с Еленой не наказали сына, покорно сходили «на ковер» к директору, попросили педагогов войти в положение. Впервые оценив родительскую поддержку, ребенок «оттаял», стал спокойнее.
Кто-то из великих сказал: «Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». Дмитрий и Елена стараются следовать этому постулату. Постепенно в их растущей как на дрожжах семье появились свои традиции. Например, что бы ни происходило и как бы ни устали за день, перед сном обязательно собираются вместе в просторной гостиной. Откровенно обсуждают свои проблемы, предлагают друг другу помощь в их разрешении, хвалят за хорошие поступки, делятся радостями и горестями.
Вне семьи дети бывают разве что на учебе в школе. Переступив порог своего дома, сразу становятся частью общего. Пожарить драники, поиграть на синтезаторе, поплавать в бассейне в местном ФОКе, почитать книги, погладить постельное белье – для любого занятия здесь всегда найдется приятная компания.
Уютный мирок
С годами семья Алепко становится крепче, полноценнее. Дмитрий и Елена сами удивляются происходящим с ними метаморфозам. Они учат детей любить друг друга, прощать своих родных родителей, всегда давать оступившимся людям шанс на исправление, а дети в свою очередь преподносят уроки терпения и смирения, радуют своими успехами, вселяют силу и веру в то, что все не зря.
– Благодаря нашим детям разучилась лениться, – признается Елена. – Видя, с каким удовольствием они едят, совершенствую свое мастерство в кулинарии. Их хороший аппетит вдохновляет на поиски новых рецептов, хочется удивлять вкусной выпечкой. А мужа ребята «подтолкнули» поступить в университет. Признался, что, пройдя курс психологии, стал лучше понимать людей. Кстати, наши старшенькие уже отучились в могилевских вузах и пополнили семью дипломированными психологом, инженером и учителем физкультуры.
Увеличивается семья не только за счет новых деток, по разным причинам оставшихся без родителей. Супругам Алепко чуть за сорок, а они уже гордятся новым статусом – бабушки и дедушки. У старших ребят, которых приемные родители выпустили в самостоятельную жизнь, уже появились свои малыши. Елена и Дмитрий искренне рады, что у восьми внуков хорошее детство – их мамы и папы заботятся о них. Лучшего результата и не пожелаешь.
– Усталость, отчаяние, огорчения быстро забываются, – говорит Дмитрий. – Ведь мы с женой ни разу даже в отпуске не были, потому как пришлось бы на это время раздать детей по другим семьям. Объединить всех, вновь создать свой уютный мирок – на это потребуется еще больше усилий. Поэтому сознательно лишаем себя отдыха. Зато часто по вечерам в нашем доме раздаются телефонные звонки от старших: «Мама, папа, как ваши дела?» Приятно, что, попадая к нам в сознательном возрасте, в общении дети постепенно переходят от «дяди» и «тети» к маме и папе. Именно этот факт – главный показатель правильно выстроенных отношений. Им с нами хорошо.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото из архива семьи АЛЕПКО