Общество и профсоюзы

Интеллект, чутье, фактор везения: на что делают ставку белорусские предприниматели?

Из первых уст 1prof.by узнал, как менялось лицо белорусского бизнеса, в чем секрет успешного предпринимательства и когда в нашей стране откроется первый бизнес-клуб.

– Виктор Николаевич, конкурс «Человек Дела» проводится уже 22 года. Сегодня в деловом сообществе эту премию называют не иначе как «белорусский «Оскар» в сфере бизнеса». Расскажите, с чего все начиналось.

– Впервые конкурс «Человек Дела» был проведен в 1996 году. Тогда ни в одной стране СНГ подобного состязания не существовало, да и многие бизнесмены не хотели привлекать к себе особого внимания. В Беларуси же появились яркие предприниматели, которые вели прозрачный бизнес и не боялись участвовать в подобном конкурсе. Среди первых лауреатов были первый директор знаменитого завода «Брестгазоаппарат» Михаил Иоффе, глава компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков, Виктор Лаврусенко, который сегодня возглавляет «Белросстрах» (тогда это была страховая компания «Бролли»). В общем, набралось 12 человек, которых хотелось отметить. А потом пошло-поехало. Выяснилось, что бизнесменов, достойных стать победителями конкурса, гораздо больше: своих кандидатов стали выдвигать предпринимательские союзы, потом подключились министерства и ведомства, Мингорисполком и облисполкомы. В этом году претендентов на победу было уже 160 человек. Среди них – руководители наиболее успешных предприятий, представленных на белорусском рынке, и выбрать лучших из лучших непросто. Всего за эти годы мы рассказали 262 истории успеха в бизнесе.

Почетным гостем церемонии награждения победителей конкурса в этом году стала лауреат Нобелевской премии Светлана АЛЕКСИЕВИЧ.

– А почему именно 12 номинаций?

– Мы исходили из библейской цифры – у Христа было 12 апостолов. Часто спрашивают, а почему не дать больше наград, если столько претендентов? Но тогда обесценится сама награда. Есть и организационный момент. Если мы будем чествовать, к примеру, 20 человек, то мероприятие получится затянутым, а значит, скучным.

Конкурс «Человек Дела» уже 22 года открывает имена самых успешных предпринимателей Беларуси.

– Кто и как определяет победителей?

– Существует экспертный совет, в который входят авторитетные бизнесмены, экономисты, общественные деятели. Его возглавляет академик, доктор экономических наук, профессор, советник Национальной академии наук Петр Никитенко. Безусловно, исходим из финансовых показателей бизнеса, его социальной значимости. Большую роль играет и масштаб личности каждого кандидата. Претендентов рекомендуют государственные органы, предпринимательские союзы и другие структуры. Отмечу, что без рекомендации совет не рассматривает ни одну кандидатуру. По сути, экспертами являются и те, кто выдвигает участников. Например, генерального директора ОАО «Беллакт» Александра Яроцкого, который в этом году победил в номинации «За стабильную и эффективную работу на белорусском и зарубежном рынках», выдвинуло Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а рекомендацию подписал лично министр. Конечно, там прекрасно знают, какие на предприятии экономические показатели и кто наиболее достоин стать победителем конкурса.

– Не обижаются ли те, кто не выходит в финал?

– Мы никогда не разглашаем имена тех, кто был рекомендован, но не стал победителем. Однажды я рассказал о них журналистам – и пожалел: многие кандидаты обиделись и больше не захотели участвовать в конкурсе. А некоторые из них шли к победе несколько лет подряд и в результате попадали в дюжину самых успешных.

– Может ли один и тот же человек получить премию дважды?

– За 22 года было сделано только два таких исключения. Дважды награждали директора компании «Гейм Стрим» Виктора Новочадова и председателя правления ЗАО «МТБанк» Андрея Жишкевича. Но они побеждали в разных номинациях. Сначала Новочадова наградили за создание инновационного предприятия, а потом он получил приз в специальной социальной номинации «За оздоровление в Беларуси японских детей, пострадавших от аварии в Фукусиме». Это было важно отметить. Андрея Жишкевича впервые удостоили паремии за весомый вклад в развитие финансового рынка, а в этом году – за высокое качество оказания бизнес-услуг. И тут сложно поспорить. Но, в принципе, премия дважды не присуждается.

Председатель правления ЗАО «МТБанк» Андрей ЖИШКЕВИЧ стал обладателем премии «Человек Дела» во второй раз.

– В этом году среди лауреатов была лишь одна женщина – директор ОАО «Ручайка» Ирина Григорьян. Неужели у нас так мало бизнесвумен?

– К сожалению, их очень редко рекомендуют. И если посмотреть объективно, то пока среди топ-менеджеров, владельцев бизнеса действительно немного женщин. Но надеюсь, что именно пока. Конечно, мне бы хотелось, чтобы среди лауреатов нашего конкурса было больше представительниц прекрасного пола.

– Кто сегодня «Человек Дела» и как поменялось лицо белорусского бизнеса за 22 года?

– Конечно, за эти годы произошла смена вех, трендов. Сегодня другие времена и новые имена. Раньше нам рекомендовали много кандидатов, которые возглавляли, к примеру, такие флагманские предприятия нашей страны, как БелАЗ, МАЗ, МТЗ, и другие. И все они отмечались наградой. Можно сказать, что за ними стояли горы железа. Сейчас за теми, кого номинируют на премию, стоят горы интеллекта. Бизнес становится более креативным, инновационным, интеллектуальным.

– На ваш взгляд, какими качествами надо обладать, чтобы достичь настоящего успеха в своем деле?

– Хочу подчеркнуть, что залог успеха бизнеса в Беларуси сейчас зависит от баланса трех составляющих: интереса самого предпринимателя, а также государства и общества. Бизнесмен, который сможет соединить эти векторы, достигнет высот. Безусловно, необходим предпринимательский талант. По статистике, в мире им обладают лишь 5–6% людей из общего числа тех, кто хочет вести свое дело. Поэтому на дипломах, которые мы вручаем, есть латинская фраза: «Много званных, да мало призванных».

Среди лауреатов – генеральный директор сети магазинов «Соседи» Вадим Аванесов.

Самое главное – поменялось отношение к бизнесу. К примеру, в начале 90-х многие смотрели на предпринимательскую деятельность как на сомнительное, даже жуликоватое занятие. А бизнесмена воспринимали, как человека, который хочет всех обдурить и заработать денег. Сейчас все понимают, что развитый бизнес очень важен – он помогает богатеть государству. Почему наш конкурс приурочен еще и ко Дню Независимости? Потому что суверенитет, и об этом постоянно говорит глава государства, существует только тогда, когда его подкрепляет экономическая состоятельность.

– Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в белорусской бизнес-сфере?

– Очевидно, что ситуация улучшается. Люди не боятся заниматься своим делом. Сегодня это тренд среди молодых людей: они хотят зарабатывать деньги, и многим это удается. У нас есть большой ресурс предпринимательской инициативы. Благодаря ему страна может развиваться. Необходимо лишь поддерживать эту инициативу и направлять в нужное русло.

– Что бы вы посоветовали тем, кто сегодня хочет начать свое дело?

– В первую очередь надо иметь силы, чтобы на это решиться, и трезво оценить ситуацию в предполагаемом сегменте предпринимательской деятельности. Например, сейчас открывается много кафе и небольших ресторанчиков. Но еще больше их закрывается. Почему? Потому что в самом начале нет трезвого анализа ситуации. Поэтому нет продукта, который будет пользоваться реальным спросом. Есть такая американская поговорка: «Подскажите, какого товара нет в Америке, и я стану миллионером». Очень важно найти то, что нужно и интересно людям. Это легко было сделать в 90-е, когда рынок был ненасыщен, и очень трудно сейчас, когда есть практически всё.

Кстати, много идей лежит на поверхности. Нужно свежим глазом посмотреть на то, что есть, чтобы обнаружить, чего не хватает. В бизнесе, кроме чутья, еще очень важен фактор везения. Опять же в Америке говорят, что мимо каждого обязательно пробежит лошадь удачи, но не каждый успеет на нее вскочить. Не случайно статуэтка «На коне!» авторства белорусского скульптора Сергея Гумилевского стала символом нашего конкурса и вручается в качестве награды победителям.

Директор ОАО «Белэнергосвязь» Александр Штытько получил заслуженную награду в номинации «За успешное применение антикризисных технологий и методов управления».

Итак, за эти годы собралось 262 хроники бизнес-успеха. Какие же вас наиболее впечатлили?

– Все истории по-своему интересны. Я даже не хотел бы кого-то выделять, потому что бизнес в любой сфере – сама по себе захватывающая история победы, а порой и падения. Бывает, что все идет стабильно, но чаще это синусоида. В то же время без падений не бывает и взлетов. Неправильно выделять чью-то историю и говорить, что она – ах, какая, а другая – рутинная. У Булата Окуджавы однажды спросили, кого он считает лучшим современным поэтом – Евтушенко, Вознесенского, Дементьева? Он подумал и сказал: «Все хороши!»

– На нынешней церемонии вручения премий вы анонсировали, что уже осенью начнет свою работу клуб «Человек Дела».

– Сейчас мы прорабатываем организационные моменты. Планируем проводить заседания не только в Минске, но и в регионах. В начале 90-х годов я был в составе инициативной группы, которая создала в Минске первый Ротари клуб. Это мировая система клубов, куда прежде всего входят деловые люди. Я посещал его 10 лет. За это время в нашей стране было реализовано немало социальных, благотворительных, образовательных программ. Но что нужно от подобного клуба человеку бизнеса? Прежде всего – общение, обмен информацией, взаимные интересы, дальнейшее сотрудничество и взаимопомощь. В последнее время в Ротари клубах Минска этого не стало. Я перестал ходить туда после одной дискуссии о бессмертии. Может, это и интересно, но к бизнесу не имеет никакого отношения. Понял, что зря трачу время. Мы же хотим создать реально полезный белорусскому бизнесу клуб, от которого будет практический толк. Ведь время хорошего предпринимателя стоит дорого.

Беседовала Юлия ГУНАШВИЛИ

Фото из личного архива Виктора ЖУКА