К возрожденному роднику исцеляться душой идут современные паломники
Когда-то здесь трижды на одном месте явилась икона Богородицы. А затем забил источник. Тогда всем миром и начали строить храм Святой Параскевы-Пятницы. Когда его возвели и батюшка провел первую литургию, у источника стали происходить чудеса исцеления. И со всех уголков Беларуси, а также Псковской и Смоленской российских губерний устремились сюда паломники. Было это в середине XIX века.
Три пятницы в году – перед днем Петра и Павла, пророка Илии и Покровом Пресвятой Богородицы – шли сюда поклониться святой Пятенке. Здесь проходил большой Крестный ход с водоосвящением. А потом устраивалась грандиозная ярмарка. Богатые купцы выставляли свои товары, собирались крестьяне из разных мест, заводили знакомства, показывали ремесла, рассказывали о традициях. Число паломников постоянно росло. К концу XIX века каменный храм уже не вмещал желающих помолиться. Решено было рядом построить другой – деревянный.
Символ единства, сплоченности и любви
Святая великомученица Параскева-Пятница вошла в духовную жизнь как покровительница семейного очага, полей, скота, а также как заступница людей от душевных и физических недугов. Ее иконы всегда охраняли семейное благополучие. Во имя святой на распутьях и перекрестках дорог, в приграничных районах ставились часовни, кресты с ее образами, и эти места назывались Пятницами или Пятенками. Именно здесь встречались люди из дальних и ближних краев, разных народов, национальностей и вероисповеданий. Имя святой Параскевы всегда призывало к примирению, единству, сплоченности и любви.
Так и козаноговская Пятенка до начала XX века объединяла вокруг себя местный и пришлый люд. Но в 20-е годы ярмарки были уже не такими веселыми и богатыми. А после организации колхозов они и вовсе стали нежелательными. И местные власти снесли храмы святой Великомученицы Параскевы, а источник засыпали.
Шумилинская пожарная команда действовала по ночам – боялись народного возмущения. С деревянной церковью справились быстро, а с каменной пришлось повозиться. Ломали несколько ночей, круша стены, а затем залили бетоном и забросали землей. Засыпали и алтарь, и святой колодец.
Но источник продолжал жить.
«Здесь мои корни»
Эту историю рассказал мне врач функциональной диагностики Шумилинской центральной районной больницы, увлеченный краевед Виктор Улютенко.
В деревне Козаногово когда-то жил и работал председателем местного колхоза его отец. А еще раньше его деда выслали из этих мест как кулака. О святом роднике Виктор Васильевич знал с детства. Бывало, едут с бабушкой в деревню Слобода и обязательно поворачивают к святой Пятенке водицы испить.
Сегодня Козаногово нет. Еще долгие годы криница могла лишь сочиться сквозь камни и корни деревьев, стремясь на свободу, если бы…
Было это лет 30 тому назад. Ранняя дождливая осень. Но Виктору Улютенко вместе с другом Леонидом Ясеновичем не сидится дома. Грибники пробираются сквозь лесную чащу. И вдруг из-под корней деревьев выглядывает старинный каменный колодец. А на замшелых краях – восковые свечи.
Тогда-то и вспомнились давние походы с бабушкой к святой кринице. Вот она, потерянная на долгие годы и вновь вернувшаяся в его жизнь. Как память о детстве, о предках, об истоках…
Через несколько дней друзья снова были на этом месте со всем необходимым инструментом. Вдвоем спилили деревья, которые мешали источнику видеть свет Божий. Затем к ним присоединился третий товарищ, который весь отпуск провел у криницы, выкорчевывая деревья. Но отпуск закончился, и друзья вновь остались вдвоем. Два года им понадобилось, чтобы очистить колодец от ила и щебня.
К энтузиастам время от времени присоединялись их друзья и знакомые, помогая стройматериалами, техникой, оказывая спонсорскую помощь. Работники Шумилинского лесхоза поставили бревенчатый сруб для часовни, Светлосельский сельсовет благоустроил место.
А однажды в квартире Улютенко раздался звонок из Витебска. «Хочу участвовать в возрождении святыни, – услышал он взволнованный мужской голос. – Мои корни на Шумилинщине». Так появился еще один добровольный помощник…
Память предков
Это удивительно место находится в 6 км от райцентра. На остатках фундамента каменной церкви обустроена деревянная часовня. Над святым источником установлены барельефы с Пресвятой Богородицей и великомученицей Параскевой-Пятницей. И теперь любой путник может остановиться здесь, отдохнуть, испить кристально чистой воды. Уже и нынешние паломники проложили сюда дорожку.
А Виктор Улютенко за эту работу, а также за его исследования по истории современного православия отмечен Благодарностью митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
Но, как рассказал Виктор Васильевич, его мечта – видеть Пятенку такой же многолюдной, как в давние времена. С ярмарками, торговыми рядами, мастеровыми людьми, многочисленными паломниками. Ведь объединяющее начало этих святых мест в современном обществе не менее актуально. Но главное, его душа снова и снова стремится к святой Пятенке, которая объединила добрых людей в одном желании – возродить святыню.
Так увековечена память предков и протянута ниточка из настоящего в прошлое.
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото из архива Виктора УЛЮТЕНКО и сайта fotobel.by