Кадры узнают всё – во время горячей линии с правовым инспектором труда
«Горячую линию» для сотрудников кадровых служб организовал Гомельский областной комитет профсоюза работников здравоохранения. На вопросы ответил главный правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза Юрий ДРАНКОВИЧ.
– Как поступить при приеме на работу в случае, если фамилия работника, указанная в дипломе о высшем образовании, не совпадает с фамилией по паспорту? И нужно ли заверять ксерокопию диплома, которая должна храниться в личном деле? (Валентина К., Светлогорск)
– Этот вопрос не регулируется нормативными правовыми актами Республики Беларусь. При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин – предъявить установленный комплект документов, в который входит диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.
В случае несовпадения данных в предъявляемых гражданином документах (фамилии в паспорте и дипломе) наниматель или иное уполномоченное им лицо (работник кадровой службы) вправе потребовать от гражданина представить документы, подтверждающие факт изменения фамилии (свидетельство о заключении (расторжении) брака и другие).
Работник кадровой службы имеет также право провести проверку подлинности диплома, направив соответствующий запрос в учреждение образования, его выдавшее (ст.26 Трудового кодекса).
В личное дело работника должна быть включена копия диплома об образовании без оформления каких-либо отметок о соответствии фамилии, указанной в дипломе, фамилии работника, под которой он принимается на работу. Ксерокопия диплома об образовании дополнительного удостоверения (отметки о заверении копии, печати) не требует.
– Какую дату необходимо указывать при регистрации заявления на отпуск: дату написания заявления, обозначенную работником, либо дату регистрации этого документа в отделе кадров? (Ольга М., Гомель)
– При регистрации поступивших документов, в том числе заявлений, в регистрационной форме указывается дата поступления документа. Согласно Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (утверждена постановлением Министерства юстиции от 19.01.2009 г. № 4), входящие документы должны быть зарегистрированы в день поступления.
Следует различать дату документа и дату поступления документа.
Датой большинства документов являются даты их подписания (в документах, принимаемых коллегиально, – постановлениях, решениях, протоколах – даты заседаний коллегиальных органов). Дату в документе проставляет тот, кто его подписал, то есть датой заявления о предоставлении отпуска будет тот день, когда работник подписал этот документ.
На практике иногда возникает ситуация, при которой заявление работника может быть подписано и датировано более ранним числом, чем заявление было представлено в соответствующую службу организации для принятия мер реагирования по нему. Во избежание возникновения правовых последствий, связанных с несоблюдением установленных законодательством сроков исчисления возникающих, изменяющихся либо прекращающихся трудовых правоотношений между нанимателем и работником, можно в подобных случаях проставлять на поступившем заявлении отметку, содержащую дату поступления заявления в соответствующую службу, и фиксировать дату поступления в регистрационной форме (например, в журнале).
– Работник датировал заявление об увольнении по собственному желанию 20-м числом, а кадровик получил его только 23-го. С какой даты следует начинать исчисление месячного срока? (Елена Ивановна, Гомель)
– Расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, работник имеет право, предупредив об этом нанимателя письменно за 1 месяц (ст.40 ТК). Соответствующее предупреждение работник отражает в заявлении. На этом основании исчисление 30-дневного срока предупреждения следует начинать со дня, когда заявление поступило нанимателю либо лицу, уполномоченному им на прием таких заявлений. Если прием соответствующих заявлений осуществляет кадровая служба организации, то исчисление срока предупреждения начнется со дня поступления заявления в кадровую службу.
– Как правильно внести запись в трудовую книжку о получении работником высшего образования, если на первой странице трудовой указаны сведения о наличии среднего образования? (Екатерина С., Мозырь)
– Изменения записей в трудовой книжке о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, образовании, профессии, специальности производит наниматель по последнему месту работы на основании документов, подтверждающих соответствующие сведения, со ссылкой на их номер и дату.
Эти изменения указываются на первой странице (титульном листе) трудовой, согласно п. 38 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников (утверждена постановлением Министерства труда от 9.03.1998 г. № 30, в редакции постановления от 11.05.2000 г. № 72).
При внесении исправления в строке «Образование» одной чертой зачеркивается прежняя запись («среднее», «общее среднее») и над ней делается новая («высшее»). На внутренней стороне обложки трудовой книжки записывается ссылка на соответствующий документ (диплом), заверяется подписью нанимателя или уполномоченного должностного лица и печатью нанимателя, а в случае ее отсутствия у индивидуального предпринимателя – печатью местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию предпринимателя.
Вместе с тем изменение записей в случае получения работником новой профессии или специальности производится путем дополнения имеющихся записей без зачеркивания ранее внесенных записей.
Подготовил Владимир ГАВРИЛОВИЧ
Фото автора и из открытых источников