Общество и профсоюзы

Как доставляют продукты в отдаленные деревни. О своей работе рассказал водитель автолавки

К водителю-продавцу автомагазина Виктору Уласевичу сельчане обращаются по имени и относятся как к родному. Продукты жителям деревень Кореличского района он привозит уже 17 лет. Наш корреспондент проехала по маршруту автолавки и посмотрела, как идет торговля.

Пополнение запасов

Рабочий день Виктора Уласевича начинается в 7:30 с обязательного медосмотра: врач расспрашивает его о самочувствии, измеряет давление и проверяет алкотестером. Получив разрешительный допуск к работе, он выезжает из гаража и рулит к распределительным складам, где накануне оставил заявку, пересчитав остатки товара и прикинув возможный спрос на следующем маршруте.

– На маршрут я в среднем беру 120 л молока, 60 л кефира, несколько видов сметаны, творога, сыра и сырков. Летом «молочки» уходит в два раза больше, чем осенью или зимой (коров в деревнях сейчас мало кто держит). За покупками приходят и местные жители, и дачники. Конечно, беру мороженое: за рейс обычно распродаю ящика три, – рассказывает, загружая товар, Виктор Уласевич. – Колбасных изделий везу более 60 кг, хлеба – около 100 буханок, а также рожки, рулеты, витушки. Стараюсь, чтобы всегда был выбор.

Пятничный маршрут охватывает 8 деревень Жуховичского и Лукского сельсоветов. На получение товара уходит свыше полутора часов, и в 9:20, по графику, мы выезжаем из Кореличей.

Первая остановка – деревня Негничи, в 25 км от райцентра. Дорога в основном пролегает через поля, но Виктор одинаково уверенно чувствует себя и на асфальте, и на гравийке.

– Эти дороги знаю как свои пять пальцев, ведь езжу по ним уже 20 лет, – говорит он. – Раньше работал на обычном фургоне и развозил продукты по сельским магазинам. Перейти на автомагазин мне предложили в 2004 году. А вообще, водителем я решил стать еще в детстве, по примеру отца, который провел за рулем всю жизнь.

Кореличский филиал Гродненского облпотребобщества включает 7 автомагазинов, которые обслуживают порядка 5 тыс. человек. Автолавки оборудованы системой навигации, благодаря чему можно в режиме реального времени видеть, где они находятся, сколько проводят в пути и на остановках.

Индивидуальный подход

За разговором не замечаем, как оказываемся в Негничах. Въезжая в деревню, Виктор сигналит, созывая народ (автолавка пришла по графику, но вдруг не все следят за временем). За годы работы водитель-продавец изучил предпочтения своих покупателей, большинство из которых пенсионеры. Он знает, что именно они хотят купить, говоря: «мне две булки» или «200 граммов конфет». Если вдруг забывают что-нибудь из привычного списка, напоминает сам.

– Наш Витя – золотой человек! По отчеству он Михайлович, но мы по-простому обращаемся, как к сыну. В газете с праздниками поздравляем от имени всей деревни, – признается жительница Юровичей Мария Долмат. – Что ни спросим, он все расскажет, покажет. Да и выбор в автолавке большой. Приезжает три раза в неделю к одному и тому же времени.

В основном сельчане приобретают хлеб, молоко, колбасу, сладости (для внуков, приезжающих погостить), свежие овощи и фрукты (пока не снимут свой урожай). Расплачиваются, как правило, «наличкой», хотя оплатить покупки в автолавке можно и банковской карточкой. Этой услугой охотно пользуются дачники. Если же продукты разобрали, а впереди еще несколько населенных пунктов, водитель заезжает на «дозаправку» в магазины Кореличского филиала Гродненского облпотребобщества. Такое, правда, случается нечасто.

– А если в пути произошла поломка, люди несколько дней остаются без продуктов? – спрашиваю у водителя.

– В таких случаях может подстраховать ближайший автомагазин. График, конечно, сдвинется, но у водителей имеются номера телефонов старост деревень. Если происходит задержка, они всегда звонят и предупреждают, чтобы люди не ждали на улице, – отвечает Виктор Уласевич.

Виктор Уласевич – единственный водитель-продавец автомагазина в Кореличском филиале облпотребобщества (на других автолавках работают два человека – водитель и продавец). В 2016 году он отмечен Грамотой Гродненского областного Совета депутатов.

Все включено

В полдень приезжаем в Хлюпичи. На остановке уже собрались покупатели. Возле взрослых крутится детвора – высматривает в витринах вкусности.

– Зачем тебе этот напиток? Дома есть компот, – пробует уговорить внука пожилая женщина, но все же сдается и покупает газировку.

– Вить, какую колбаску привез? Мне бы такую, чтобы меньше сала, – высказывает пожелание одна из покупательниц.

– А косточки есть? – задает вопрос другая местная жительница. – Мне для собаки нужно.

Кстати, в «магазине на колесах» заранее можно оформить заявку на определенный товар, в том числе на цемент и шифер.

Уделив каждому покупателю необходимое время, Виктор Уласевич уезжает, ведь нужно успеть еще в 5 деревень. Последнюю из них, Асташин, автолавка покидает после 6 вечера. Чтобы добраться до Кореличей, требуется около 30 минут. Рабочий день водителя-продавца иногда длится более 12 часов, однако все это время, несмотря на усталость, он остается внимательным и доброжелательным. На вопрос, как это удается, отвечает просто: «Я люблю свою работу».

Елена КАЯЧ

Фото автора