Как изменилась работа кадровых агентств после появления реестра по трудоустройству
Главное, чего удалось достичь, – пресечены случаи мошенничества среди кадровых агентств.
Спустя год после создания реестра агентств по трудоустройству Минтруда и соцзащиты в нем насчитывается уже 105 организаций. В их числе как компании, так и индивидуальные предприниматели.
Отсутствие контроля равно отсутствию ответственности?
До начала 2017 года, когда на законодательном уровне регламентировали деятельность кадровых агентств, клиенты сталкивались с натуральным мошенничеством. Недобросовестные «консультанты по труду» тогда наживались разными способами: от взимания платы за вакансии, находящиеся в общем доступе, до платных звонков или SMS-сообщений. Значительная часть агентств работали некачественно. В итоге клиент не получал нужные вакансии и какие-либо гарантии достоверности информации или предложенное место работы было уже занято. Причем стоимость услуг таких кадровых агентств доходила до 90 рублей.
В то время на кадровые агентства распространялись только общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении некачественных услуг.
– Граждане тогда обращались и к нам, и в милицию, и в Минторг. Мы изучили ситуацию — подобные компании на тот момент работали в рамках закона. Но проблема требовала решения, – приводит слова начальника управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олега Токуна газета «Советская Белоруссия». – В 2016 году были внесены соответствующие изменения в закон о занятости населения, а Советом Министров было утверждено Положение об услугах по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, и порядке их предоставления.
Рамки легальности
С 1 января 2017 года агентства по трудоустройству обязаны взаимодействовать с клиентами исключительно на основе письменных договоров с указанием порядка и способа предоставления услуг, причем оплата производится только постфактум. Помимо стоимости услуг кадрового агентства, в договоре также прописывается срок их выполнения.
Плату можно устанавливать только за услуги, прописанные в законодательстве, которые касаются: помощи в составлении резюме, его перевода на иностранный язык, обучения, карьерного консультирования.
Все агентства, включенные сегодня в реестр по трудоустройству, работают легально. По вопросам качества оказываемых услуг Олег Токун советует обращаться сразу в суд.
– За прошлый год была только одна жалоба – на несоблюдение сроков оказания услуги, – пояснил Олег Токун.
В планах на завтра – большой портал вакансий
По данным БЕЛТА, в ближайшее время Минтруда и соцзащиты направит субъектам хозяйствования анкеты с вопросами – от наиболее популярных среди клиентов услуг до предложений по изменениям нормативного регулирования деятельности агентств по трудоустройству. В зависимости от результатов исследования ведомство будет выбирать дальнейшую стратегию действий.
На 1 января 2018 года в официальном банке вакансий состояло 53,9 тыс. предложений. Однако число реальных свободных рабочих мест может быть больше.
Как объяснил Олег Токун, некоторые наниматели предпочитают не подавать информацию о появившейся вакансии в службу занятости, а обращаться в агентство по трудоустройству, чтобы там нашли подходящих кандидатов. Формально это нарушение законодательства – согласно ст.21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», все вакансии должны включаться в общереспубликанский банк.
Однако Минтруда и соцзащиты намерено наладить с нанимателями партнерские отношения. Вероятно, в ближайшем будущем ведомство займется разработкой проекта единого портала, на котором будут собраны вакансии общереспубликанского банка и агентств по трудоустройству.