test gtag

Как объединить химию и преподавание и найти дело своей жизни

Работать над докторской диссертацией по методике обучения химии, передавать свой опыт будущим учителям, преподавать химию в лицее, а главное – воспитывать современных школьников и студентов. Все это удается молодому ученому, доценту кафедры химии и естественнонаучного образования Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, кандидату педагогических наук Алексею Белохвостову.


Влюбить в предмет

– Не каждый хороший химик может быть хорошим педагогом, и наоборот, – сразу замечает Алексей. – Для успешности в химической науке принципиально важны наблюдательность, логическое мышление и даже быстрота реакции. А педагогу в первую очередь необходимо быть настоящим гражданином и патриотом своей страны, иметь активную жизненную позицию, педагогический такт и любить дело, которому ты служишь. Идеал учителя – сочетание этих качеств.

Сегодня методики предметного обучения серьезно развиваются. Но важно не отказываться от зарекомендовавших себя педагогических наработок прошлых лет. Например, Алексей считает немалым плюсом советской школы большое внимание к химическому эксперименту (в том числе и занимательным опытам). Сейчас тоже есть демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, но особо подогревают интерес к предмету исследования.

– Исследовательская и проектная деятельность – это большая часть современной методики химии, – отмечает ученый. – Мы готовим к этому и будущих педагогов. У нас есть отдельный курс – проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века. Кстати, на уроках в лицее ВГУ у нас с ребятами рождаются очень любопытные и неожиданные идеи. Например, учащимся оказалось интересно поработать над темой «Из чего сделан iPhone». Мы говорили о полимерах, принципах работы литиевых батарей и так далее. На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность должна пронизывать курс любого учебного предмета.

На факультете помнят и слова Михаила Ломоносова. Ученый отмечал, что целью воспитания является формирование человека-патриота, которого отличают высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родине. Большим потенциалом для работы в этом направлении, считают здесь, обладают не только гуманитарные, но и естественнонаучные учебные предметы, в частности химия.

Благодаря специфике содержания, а также разнообразию методов и приемов обучения химия имеет широкие возможности для гражданского и патриотического воспитания. Это реализуют, включая в программу материалы об открытиях великих отечественных ученых, поучительные факты из их биографии, говоря о достижениях белорусской науки, истории и современных успехах в различных областях отечественной химической промышленности.

Учить учителя

В современной методике обучения химии Алексей выделяет три тенденции. Среди них профилизация (обучение должно соответствовать интересам школьников и готовить к осознанному выбору будущей профессии), практико-ориентированность и информатизация. Последняя особенно занимает молодого ученого, посвятившего кандидатскую диссертацию проблеме методической подготовки учителя химии к работе в условиях информатизации образования.

– В нашем университете есть отличная база для формирования у будущих педагогов соответствующих компетенций – уникальная лаборатория IT–технологий и методов обучения химии, в которой не только готовим будущих профильных учителей, но и работаем с педагогами-практиками и учащимися. Уже 10 лет реализуем спецкурс по подготовке учителей к использованию электронных средств в обучении предмету, – говорит молодой мученый. – Он постоянно совершенствуется, например, сейчас мы учим использованию в преподавании химии виртуальной реальности.

Говоря об инновационных методах, собеседник замечает: они доступны любому заинтересованному учителю. Сегодня большинство белорусских школ оснащены современными химическими кабинетами. А в любом смартфоне имеется ряд приложений, которые также могут быть использованы в обучении.

Тем не менее Алексей Белохвостов с улыбкой цитирует Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Этим принципом и руководствуется коллектив университета.

Сейчас здесь думают о применении в обучении еще и дополненной реальности. Для учителей, абитуриентов, учащихся – всех, кому интересна химия – регулярно проходят Менделеевские среды. Мероприятия в неформальной форме популяризируют химическую науку и образование. Недавно гостем на одном из них был выпускник факультета середины прошлого века.

В центре методик

– Тема моей докторской диссертации «Непрерывная методическая подготовка учителя химии в условиях информатизации», – говорит ученый. – Эта непрерывность начинается с классов педагогического профиля, где учащиеся осуществляют первые пробы в профессии, далее – обучение в ВГУ имени П.М. Машерова и возможность продолжения образования в магистратуре по теории и методике обучения химии.

Сегодня университет является уникальным центром методики химии. В Витебске работает единственный в стране доктор наук в этой области – профессор Евгений Аршанский – создатель собственной научной школы. И Алексей Белохвостов – далеко не единственный его ученик и последователь.

В ВГУ имени П.М. Машерова создан уникальный центр химического образования. Одно из главных его богатств – библиотека, имеющая редчайшие книги и самые современные издания, а также тематические диссертационные работы. А еще терабайты оцифрованной химической информации. Профессор Аршанский с коллегами собирали ее не один десяток лет.

– Библиотекой активно пользуются студенты, магистранты, аспиранты, учители и учащиеся. Здесь есть все, что необходимо педагогам, мы делимся с ними накопленным, разрабатываем новые пособия, контрольно-измерительные материалы, рабочие листы, олимпиадные задания, материалы для подготовки к ЦЭ и ЦТ, – перечисляет Алексей.

С 2019 года в университете действует совет по защите кандидатских диссертаций по теории и методике обучения химии. Именно здесь появляются новые кандидаты педагогических наук – люди, которые будут не только развивать методическую науку, но и готовить новые поколения учителей и учащихся для Беларуси.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото из архива ВГУ имени П.М. Машерова