Общество и профсоюзы

Как уволиться с работы, сохранив отношения с работодателем? Разбираемся вместе с психологом

Меняя место работы, никто не хочет уходить со скандалом. Но иногда «уйти красиво» бывает очень непросто. Как уволиться и сохранить хорошие отношение с работодателем? На эту тему 1prof.by поговорил с доцентом кафедры экспериментальной и прикладной психологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Александром Колышко.

Александр Марьянович, как правильно сообщить о своем уходе? Достаточно просто написать заявление и поставить руководство перед фактом?

– Мы совершаем поступки не в «безвоздушном пространстве», а в той или иной конкретной ситуации. Потому нет универсальных правил того, как сообщить руководству о своем уходе. Человека могут «выжить» с работы за год до пенсии, он может быть вынужден уйти из-за состояния здоровья или переезда в другую страну, ну и, конечно, решится на перемены из-за более высокооплачиваемой работы – обстоятельства могут быть разными. Надо принять только одно: вы хозяин своей жизни, и только вы вправе выбирать, где работать. Можно, конечно, поставить руководство перед фактом, если оно того заслуживает. Но надо задать себе вопрос, хотите ли вы сохранить с нанимателем нормальные отношения, т.е. посмотреть в будущее. Иногда новый работодатель звонит старому, чтобы получить рекомендации. А иногда жизнь спустя годы возвращает нас к старым местам. Если вы не способны сказать о своем уходе без эмоционального всплеска, значит, уход с работы – это не рациональный выбор, а эмоциональная реакция (гнев, обида, злоба) на прошлое. Стоит ли менять принципиально свою жизнь, не взвесив все «за» и «против»? Исключение составляет ситуация, когда человек просто не может больше так жить и работать, находится в невыносимой для себя условиях.  Надо говорить о решении уйти, как о свершившемся факте, с чувством собственного достоинства и уважением к другим, даже если они этого и не заслуживают. 

 Насколько важны переговоры, какую роль имеет время и место разговора?

– Переговоры нужны в том случае, если человек точно знает, что он хочет «выторговать». Желаемым результатом может быть рекомендация, максимально быстрое, а не через положенное по закону время увольнение, выходное пособие. Переговоры могут быть ценными, если человек еще не определился с уходом с работы. Они могут привнести дополнительное понимание ситуации и основания для того, чтобы остаться или уйти. Если же нет весомых поводов для переговоров, то они излишни. Насколько важны переговоры? В результате них вы можете приобрести необходимое. Правда, у вас должны быть ресурсы для переговоров. Обычно переговорщик жертвует чем-то ради чего-то. А что касается второй части вопроса, существует давнее правило: разговор успешен, если мы говорим то, что надо, тем способом, которым надо, и в то время, когда надо. Неуместно разговаривать о важных вещах за пять минут до окончания рабочего дня, по телефону, через посредников и т.д. – эти вещи очевидны. Вместе с тем, наиболее важным условием выбора время разговора является ваша собственная готовность к разговору. Если вы приняли решение бесповоротно, если «уже пора» или «тянуть больше нельзя», то время пришло. 

Имеет ли смысл, опасаясь негативной реакции, откладывать разговор об увольнении до последнего?

– Опасаться надо не негативной реакции, а отрицательного решения.  Не сообщать начальнику, что вы увольняетесь, только по той причине, что он вспылит или рассердится, неблагоразумно. Начальник всегда будет «сердиться», если это позволит сохранить ценного работника, – это выгодная для него реакция. Кроме того, если вы хотите расстроить вашего начальника, обязательно скажите ему о предстоящем увольнении в последнюю минуту, чтобы у него не осталось времени подыскать вам замену. Безусловно, правильно выбранное время может способствовать позитивному исходу вашего вопроса. Тем не менее, в сложных жизненных моментах надо брать инициативу и ответственность за их преодоление на себя, а не спихивать на негативную реакцию начальника.

Стоит объяснять причину увольнения (особенно, если это низкая зарплата, недовольство коллективом и т.д.), или лучше продумать красивую легенду?

– Если вы хотите сохранить позитивный имидж, уважение в компании, учреждении или организации, из которой уходите, то мотивы стоит открыть. Особенно, если эти мотивы убедительные и достойны уважения. Желание быть в профессии более эффективным, получать за свою работу больше денег, работать в условиях, способствующих самореализации, забота о близких относятся к таковым. Вместе с тем, если вы приняли решение об уходе из-за зарплаты и при этом не разговаривали с начальником о ее повышении, выдвигать данный мотив не совсем корректно. Красивая легенда нужна лишь в том случае, если ваше предыдущее начальство не собирается вас понимать и пытаться что-то изменить в компании после вашего ухода. В этом случае им не нужна правда, а нужно красивое расставание.

Нужно ли пробовать найти себе замену? Рекомендовать кого-то на свое место?

– Если вы хотите уйти быстро, если для вас небезразлично будущее вашей компании или организации, если вашему начальнику такая помощь нужна или если вы знаете достойную замену, рекомендуйте. 

–  Оправдано ли идти на уступки нанимателю и, например, соглашаться поработать больше запланированного срока?

–  Идите на выгодные для себя уступки. Если вы не нашли новую работу и вам нужны деньги, можно и поработать еще. Если от вас требуют то, что изменит ваши жизненные планы или нанесет вред, – отказывайтесь. Уступки с одной стороны должны привести к уступкам с другой. Уступать нанимателю во вред себе не допустимо. Не формируйте в себе характер жертвы или спасателя других во вред себе. Работа предполагает деловые отношения.

–  Что делать, если уговаривают остаться всем коллективом?

–  Принимайте решение на основе того, что подсказывает вам сердце. И помните, что мнение коллектива изменчиво. Он вместо вас потом работать не будет. Деловые отношения не предполагают уговаривание. Они предполагают предложения. Я более склонен прислушиваться к тем людям, которые мне что-то предлагают, а не увещевают тем, как я должен поступать правильно.

Как попрощаться с коллегами? Нужно ли посвящать их в подробности своего ухода?

–  Если коллеги достойны того, поблагодарите их за приятно проведенные вместе месяцы или годы. Если они того не достойны, скажите что-то формальное. Уход тайком, без прощания, похож на бегство. Нужно ли посвящать их в подробности своего ухода? Любые сказанные слова должны иметь свою цель. Если подробности вашего ухода помогут кому-то изменить свою жизнь, говорите. Если вас очерняют, или по организации ходят негативные домыслы о вашем уходе, говорите.

Отдельная тема – уход к конкурентам. Как не стать в глазах прежнего нанимателя «перебежчиком»?

– Станете ли вы для начальника перебежчиком или нет, зависит прежде всего от самого начальника. Перебежчик – это из области личных отношений или корпоративного давления. Исключение составляет лишь ситуация, когда вы заявляете, что уходите к конкурентам, унося им все секреты фирмы, и сделаете все, чтобы разорить свою предыдущую компанию. Если начальник мудрый и понимает, что вы выбрали более подходящее для себя место, то порадуется за вас, попечалится за себя и найдет направление роста и самосовершенствования своей компании. Если нет, то останется с чувством человека, которого предали.

Если уйти, сохранив добрые отношения с работодателем, всё же не получилось, стоит ли выносить сор из избы и рассказывать об этом на новом месте работы?

– Не стоит. Знание нового работодателя о том, что вы втянуты в какие-то конфликты на предыдущем месте работы, вам позитивный имидж не создаст. Скорее насторожит новых коллег. Другое дело, когда надо отстоять свои интересы. Некоторые «обиженные» руководители не брезгуют звонками на новое место работы бывшего подчиненного. В этом случае себя следует защищать, и такая защита уже не квалифицируется как «вынос сора из избы» (сор вынес из избы кто-то другой).  При этом надо выбрать конструктивный способ защиты, который не скажется негативно на вас самих. Уход с работы даже на более хорошую работу – это всегда большой стресс. Не усугубляйте его деструктивным поведением, способным усложнить ситуацию. Взвешенно и целенаправленно отстаивайте свой выбор. Каждый из нас имеет право жить лучше.

Елена КАЯЧ

Фото из открытых интернет-источников