Наверх

Как в Беларуси нарушаются права потребителей: МАРТ рассказал о наиболее частых обращениях граждан

22 сентября 2020

В топе проблемных вопросов – продажа товаров ненадлежащего качества, предоставление недостоверной информации, завышение цен и невозможность вернуть покупку.

Больше всего жалобщиков в Минске

По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), в первом полугодии 2020 года в Беларуси составлено 5157 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей. Их рассматривают МАРТ, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Для сравнения, за 1-е полугодие 2019-го таких заявлений было 5058.

Таким образом, специалисты отмечают рост общего количества рассмотренных обращений на 2%. Наибольшее количество жалоб поступило в администрации районов Минска – 39% от общего количества. Исполкомы Брестской области рассмотрели 17% обращений, Могилевской области – 12%, Минской – 10%, остальные – менее 9%.

Как сообщает пресс-служба МАРТ, структура обращений в области защиты прав потребителей на протяжении последних нескольких лет сохраняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе торговли через интернет-магазины, составляют более 35% от общего количества, по услугам – примерно 65%. Сюда относятся жилищно-коммунальные услуги, бытовое обслуживание, услуги сервисных центров и другие, в том числе туристические, медицинские, финансовые, перевозчиков, связи.

Список «больных» тем

В 1-м полугодии 2020 года основными вопросами, с которыми наиболее часто обращались граждане, были:

  • приобретение товаров ненадлежащего качества;
  • предоставление ненадлежащей (недостоверной) информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов);
  • невозможность вернуть товары, приобретенные во время проведения презентаций;
  • повышение интернет-продавцами цены на товар уже после подтверждения заказа на покупку и отказ доставить его потребителю на условиях, размещенных на сайте интернет-магазина (по цене, указанной на сайте);
  • нарушение продавцами интернет-магазинов сроков возврата денежных средств, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, за товар надлежащего и ненадлежащего качества;
  • навязывание потребителям расширенной гарантии при приобретении технически сложных товаров.

Особенность обращений в условиях COVID-2019

Особенностью 1-го полугодия 2020-го стало значительное количество обращений, связанных с односторонним отказом потребителей от туристических путешествий в связи с распространением COVID-2019 и невозможностью исполнить договора туристических услуг, заключенных с потребителями, по причине закрытия границ. Также были обращения по поводу возврата стоимости входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия, абонементов в бассейн, фитнес-клубы. Потребители жаловались и на то, что им не предоставляют право выбрать форму оплаты (наличная, безналичная) за заказанные в интернет-магазине товары.

По сообщению МАРТ, актуальными остаются и обращения потребителей, связанные с приобретением товаров на сайтах и через социальные сети, которые в силу действующего законодательства не являются интернет-магазинами. Так, потребители не обращают внимание на отсутствие на сайте информации о продавце, местах нахождения торговых объектов, в которых можно приобрести товар, либо гиперссылки на зарегистрированный в торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. В этих случаях отправителями товаров являются физические лица либо субъекты хозяйствования, расположенные за пределами Беларуси.

Как итог – более 200 протоколов и материальный ущерб

По итогам работы соответствующие органы в Беларуси в 1-м полугодии 2020-го составили 220 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и торговли; вынесли 102 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. Субъектам хозяйствования направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

В итоге, по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 305,2 тыс. белорусских рублей.

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости