Общество и профсоюзы

Какой может быть рабочая неделя в ближайшем будущем

То, что рабочий день, который десятилетиями оставался незыблемым, прежним уже не будет, понятно многим. Но готовы ли мы к радикальным изменениям после пандемии?

В европейских странах многие работники умственного труда скоро год, как трудятся удаленно. Одни хотят вернуться в офис, другие надеются остаться дома. Но и тех, и других волнует один вопрос: будем ли мы и дальше работать по 8 часов пять дней в неделю?

По гибкой схеме «3-2-2»

Некоторые эксперты в области трудовых отношений предлагают полностью пересмотреть понятие пятидневной рабочей недели и прийти к какому-то «гибридному» рабочему дню: 3 дня в офисе, 2 дня удаленно и 2 выходных. Схема «3-2-2» гибкая: работники выбирают наиболее подходящую для них схему и строят свои дни в соответствии с личным графиком.

«Сотрудники оценили гибкость, проявленную во время пандемии, и в будущем желают большего», – говорит Эшли Уилланс, доцент кафедры ведения переговоров, организаций и рынков Гарвардской школы бизнеса. Хотя она ожидает, что работодателям по-прежнему потребуется 5 дней работы – с понедельника по пятницу, ключ к модели «3-2-2» дает возможность сотрудникам выбирать, где им работать.

«Точное введение гибкости потребует от компаний рассмотрения таких факторов, как риски безопасности Covid, предпочтений сотрудников и обсуждения того, какие виды деятельности выиграют от личного общения», – считает Эшли Уилланс.

Модель «3-2-2» в разных организациях может выглядеть по-разному, особенно в крупных компаниях, где достаточно сложно одновременно координировать сотрудников. Но суть остается прежней: уважать предпочтения работников, при этом сохраняя на высоком уровне связи и производительность.

Продуктивная «четырехдневка»

Существует концепция и четырехдневной рабочей недели. Она не нова, предложение существует с 1970-х годов и время от времени, с переменным успехом внедряется в течение последних нескольких десятилетий. Некоторые компании экспериментировали с этим даже на рабочих местах по всему миру в течение нескольких лет.

В последнее время в отдельных странах возобновились призывы к укороченной неделе, прежде всего из-за пандемии. В Японии этот вопрос уже обсуждается в правительстве.

Но продвижение четырехдневной рабочей недели – не просто идея, вызванная пандемией: Covid-19 уже побудил несколько компаний принять эту стратегию. В минувшем декабре новозеландская компания по производству потребительских товаров Unilever New Zealand в своих офисах на целый год ввела четырехдневную пробную рабочую неделю для 81 сотрудника, оплачивая им четыре рабочих дня, как пять. «Наши сотрудники будут работать 80% времени, сохраняя при этом 100% своей зарплаты и результативно выполняя 100% своих обязанностей», – сказал Ник Бэнгс, генеральный директор Unilever New Zealand. Он считает, что не существует «всеобщего шаблона», работники сами могут выбрать себе выходной. По его словам, цель состоит в том, чтобы создать «новое мышление продуктивности», что поспособствует большей гибкости и лучшему здоровью.

Консервативный вариант

С другой стороны есть немало людей, которые категорически не приемлют идею полного демонтажа привычной структуры рабочего дня. Они ссылаются на то, что в таком случае их обойдут конкуренты, будет нанесен ущерб здоровью работников и даже разрушен корпоративный мир.

В прошлом некоторые фирмы, которые предпочли гибкую удаленную работу, признали этот шаг катастрофическим для своего производства и чистой прибыли. Так, в 2013 году генеральный директор Yahoo Марисса Майер фактически свернула инициативы в области удаленной работы и вынудила сотрудников вернуться в традиционные структуры.

Критики говорят, что если работники могут за 4 дня выполнять работу, которую они делали за 5 дней, значит, с самого начала они не прикладывали 100% своих усилий.

В 2019 году глава китайской компании Alibaba Джек Ма предложил работать с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю, как это распространено в китайских технических компаниях. Предприниматель назвал это «огромным благословением» для молодежи и пояснил, что иначе нельзя стать успешным.  

В Европе на эту проблему смотрят все-таки с иной точки зрения.

Продолжающееся воздействие пандемии будет и дальше изменять не только наше мышление и ценности, но и наши ожидания от работодателей. Как и в случае со многими другими элементами нашей повседневной жизни, ответ на вопрос, каким станет рабочий день в ближайшем будущем, все еще висит в воздухе.

Иван ВИШНЕВСКИЙ

Фото из открытых интернет-источников