Картина сыром: что объединяет художницу и фермерство
Художница из Полоцкого района Витебщины нашла свое призвание в изготовлении сыров из козьего молока.
Анна Мазганова родилась в сельской местности. Получив профессию художника-дизайнера, исколесила пол-Европы, но потом неожиданно для себя вернулась к деревенской жизни.
Сейчас Анна живет недалеко от Полоцка, в деревне Ксты, в доме, который когда-то покупала для своего отца.
– Переехав сюда, мы сразу завели кроликов, чуть позже – кур и овец, – вспоминает героиня нашего материала. – Сельская жизнь затягивала все сильнее. В итоге хозяйство разрослось настолько, что решили даже от чего-то отказаться.
«А есть ли сыр?»
Расставить приоритеты помогли случайные знакомые, приехавшие покупать кроликов. Один из них, грузин, заметил во дворе коз и поинтересовался, можно ли приобрести козий сыр. О производстве такого продукта в Анином хозяйстве тогда и не помышляли. Гость же заметил, что в домашних условиях можно запросто приготовить вкусный сулугуни, и предложил научить хозяйку этому делу. Слово свое сдержал: привез сычужный фермент и доступно объяснил принципы сырного производства.
Первый сыр был далек от идеала, но удался. Дальше – больше. Рецепты Анна находила в интернете, каждый раз получался новый вкус. Однако постепенно пришло осознание того, что сыры должны соответствовать определенным стандартам.
– Сыроделы-любители часто производят свою продукцию по принципу «Как получилось, так и хорошо». Вначале и я так делала, – признается Мазганова. – Но когда узнала, что можно приобрести разные закваски, ферменты и формы, поняла: хочу делать сортовой сыр. На эксперименты ушло года три.
Причины того, что делаешь одинаково, а получается по-разному, не только в температурном режиме и ферментах. Не последнюю роль, как осознала Анна, играет и «чуйка» сыродела. Например, консистенцию «зерна», которое формируется из сырного сгустка, она научилась определять на глаз.
Стадо идёт на выпас.
– Нередко в рецепте рекомендуют вымешивать зерно 45 минут, но оно, бывает, еще недостаточно сформировалось. Значит, время вымешивания нужно увеличить, – рассказывает хозяйка. – У меня на мастер-классах иногда гости восклицают: «Ну что ж вы не сказали, что это так долго и сложно – 6 часов делать сыр?! Я думала: молоко взял, заквасил, отбросил на дуршлаг, и все – получился сыр».
Важно любить
По мнению художницы, в любом деле огромное значение имеет отношение к нему:
– Например, люди говорят: «Мне нужна коза», но если при этом они не знают, как будут кормить животное и где его пасти, лучше купить молоко. Если же любят животное, то и отдача от него будет соответствующая.
Анна уверена, что ни в коем случае нельзя привязывать козу на веревку. В еде козы любят разнообразие – ветки, кусты, определенную травку, которую нужно отыскать. Свое стадо хозяйка выгоняет на выпас дважды в день. Результат такого подхода налицо – высокие надои.
– У тех, кто хочет купить у меня козленка, я всегда спрашиваю: где он будет жить? Если в ответ слышу «не ваше дело», не продаю животное, – признается Мазганова. – Ведь можно взять высокоудойную козу и довести до того, что она будет давать максимум литр–полтора. Козы должны есть сено, траву, зерно. Многие же начинают кормить их картошкой, дают яблоки, помидоры, огурцы, даже конфеты и шкурки от бананов. Выглядит смешно и весело, но не стоит потом удивляться, почему здоровое животное вдруг приболело или стало меньше давать молока.
Анна никогда не отдаст животное, если оно не признало нового хозяина – не пошло за ним.
День у Мазгановой расписан по минутам. Она называет себя «козоманкой» и замечает, что стадо в 30 голов для нее совсем не предел.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото предоставлены Анной МАЗГАНОВОЙ