Наверх

Каждый день – под небесами

06 ноября 2016

В День работников гражданской авиации стюардесса белорусской авиакомпании рассказала о необычных пассажирах и секретах работы.

Кто из нас в детстве не мечтал стать летчиком или стюардессой, летать в облаках и каждый день бывать в новых странах? Для 200 пилотов и порядка 330 бортпроводников национальной авиакомпании «Белавиа» мечта стала реальностью, сообщает belchas.by. Одна из них – бортпроводник-инструктор Татьяна Коваленко.

Все знают, что во время взлета должны быть открыты шторки иллюминатора. Зачем?

– Чтобы и бортпроводники, и пассажиры могли контролировать ситуацию за бортом. Взлет и посадка считаются критическими этапами полета, а значит, нужно держать ситуацию под контролем. Пассажиры иногда сообщают о турбулентности или обращают внимание на что-то необычное за окном.

Почему бортпроводники держат руки за спиной, когда встречают пассажиров или прохаживаются по салону?

– Многие коллеги используют специальные машинки, которые позволяют им считать пассажиров и не сбиваться, когда одновременно отвечаешь на вопросы.

Какие необычные просьбы пассажиров вам доводилось слышать?

– Недавно, к примеру, меня попросили проводить на нижнюю палубу. Я поинтересовалась: откуда у пассажирки информация о том, что в самолете имеется палуба? И женщина пояснила, что хочет проведать свою собаку в багажном отделении. Еще одна пассажирка попросила однажды передать пилотам, что они неправильно летят: нужно лететь не под облаками, а над, как она считала. Каждый новый рейс – это маленькая жизнь. Всегда новые люди, ведь состав экипажа постоянно меняется, и новые истории. Как-то раз в самолете летела пара, видимо, приехавшая в аэропорт прямо со свадьбы: девушка была в свадебном платье, а ее спутник – в костюме. Мы торжественно поздравили их от имени всего экипажа, и весь полет прошел в приподнятом настроении.

Действует ли на рейсах «Белавиа» такое правило: пилот не может находиться в кабине один?

– В нормативных документах прописано, что если один из членов экипажа на некоторое время покидает кабину пилотов, то кто-нибудь из экипажа – чаще всего это бортпроводник № 1 – обязан там находиться, чтобы следить за состоянием пилота. Всякое ведь может случиться, несмотря на то, что каждый раз за 1,5 часа до полета все члены экипажа проходят медосмотр. Если возникают малейшие сомнения в здоровье – даже чуть повышенное давление – в рейс могут не пустить.

Есть ли какие-то ограничения по росту, весу и возрасту для желающих стать бортпроводниками?

– Восемь с половиной лет назад, когда я проходила кастинг, ограничения были. И сейчас в бортпроводники набирают девушек не старше 25 лет с ростом не ниже 165 см, хотя это уже и не обязательно. У «Белавиа» сегодня есть небольшой самолет 5 CRJ 100-200 на 50 посадочных мест, и бортпроводников для полетов на нем выбирают среднего роста. Неизменным критерием отбора остается высокий уровень владения иностранными языками, особенно английским. Кстати, одно из обязательных требований в нашей авиакомпании – хорошее знание белорусского языка.

Слышала, что пенсионный возраст у бортпроводников наступает после 10 лет в небе.

– Сейчас такого ограничения нет. 10 лет полетов – это минимальный «лётный» стаж, при котором бортпроводник может уйти на пенсию, достигнув возраста 48 лет. Но это не правило, а право. Наша профессия «затягивает», и я даже не знаю людей, которые бы уходили через 10 лет работы. Кстати, в американских авиакомпаниях бортпроводниками работают пенсионеры. Они уже вырастили детей (а некоторые – и внуков) и потому без проблем переживают ненормированный график. В «Белавиа» возрастных бортпроводников пока немного. С этими людьми летать всегда интересно – у них большой опыт и они знают много историй далеких, еще аэрофлотовских времен.

И все-таки куда могут отправить пенсионера?

– Некоторых переводят на наземную работу в службы аэропорта – на досмотр, в диспетчерскую, кассы.

Отражается ли ваша работа на здоровье?

– Тяжелее всего переносятся перепады температуры. Сегодня мы можем лететь в Нижневартовск, где температура -30 градусов, а через несколько дней – в Шарм-Эль-Шейх, в +30. В первые годы работы простуда – наш постоянный спутник. Повышенное давление, варикозное расширение вен у бортпроводников тоже бывает, но не из-за большой высоты, а потому, что много времени проводишь на ногах.

За ненормированный рабочий день и прочие трудности работникам авиации предоставляются бонусы?

– Разумеется. Коллективный договор авиакомпании предусматривает 2 дополнительных дня к отпуску. Также дважды в год нам предоставляют полноценный отпуск общей длительностью 2 месяца. В рабочее же время членам экипажа, которые отправляются в длительные рейсы, ставят 2 выходных дня (один до рейса, другой – после). На долгие перелеты, например, 6–7-часовые рейсы до Алматы или Тенерифе, отправляют усиленную бригаду: часть бортпроводников и пилотов работает на пути туда, и часть – на обратном рейсе.

Может ли член экипажа самолета покидать территорию аэропорта, находясь в другой стране, если у него нет визы?

– Безусловно. У нас есть сертификат члена кабинного экипажа – ID-карточка, у пилотов также имеется задание на полет. Эти документы позволяют находиться на территории другой страны в течение 3-х суток. Если планируется командировка, то перед полетом экипажу готовят визы. Во время обычного штатного рейса мы не покидаем воздушное судно, а борт самолета – это официально территория Республики Беларусь.

Есть ли в «Белавиа» мужчины-бортпроводники?

– Их меньше, чем девушек, но они есть. Мужчин-бортпроводников традиционно ставят на рейсы по таким направлениям, как Тбилиси, Баку. Для представителей восточных стран мужское слово имеет больший вес, чем женское, поэтому мужчине проще с ними договориться, убедить не шуметь, к примеру.

А с детьми на борту проблемы бывают?

– Не без этого. Недавно я работала на рейсе Минск – Санкт-Петербург. В проходе самолета стоял мальчик лет пяти и горько плакал. Как потом оказалось, он мечтал о полетах, а в ряду, где они сидели, иллюминатора не было. Мы пересадили ребенка и маму во второй ряд – все были счастливы.

– Верят ли бортпроводники и пилоты в приметы?

– Мы не пришиваем пуговицы перед полетом – считается, что иначе рейс обязательно задержат. Еще никогда не используем слово «последний», вместо этого говорим «крайний рейс» или «предотпускной». И, конечно, всегда желаем друг другу чистого неба.

Была такая шутка: во время полета пилоту становится скучно, он берет микрофон и сообщает: «Уважаемые пассажиры, у нас все хорошо!» И тут в салоне все начинают нервничать: а что же было плохо до этого?

– Информировать людей об условиях полета, даже во время короткого рейса – это обязанность командира. У нас есть замечательные пилоты, которые помимо необходимых сведений рассказывают о городах, в которые мы летим, их достопримечательностях. Недавно летали в Шарм-Эль-Шейх, и командир обратил внимание пассажиров на видневшиеся внизу пирамиды. Наши пилоты стараются сделать полет интересным и комфортным для людей.

Не бывает ли грустно от того, что многие города вы видите только из иллюминатора?

– Никогда! Однажды мой знакомый командир сказал мне: «Татьяна, у нас с вами прекрасная работа, ведь в окна нашего офиса всегда светит солнце». И это действительно так.

Диана ФИЛИМОНОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости