Общество и профсоюзы

Китайские работники «БелДжи»: «В Беларуси нравится чистый воздух, овощи и девушки»

Первый в Беларуси завод по производству легковых автомобилей посетили участники Международного молодежного образовательного форума «ТЕМП».

Каждые 8 часов – одна рабочая смена – на полигоне рядом с новеньким заводом «БелДжи» появляются 50 свежесобранных Geely. Ровные ряды сверкающих черно-белых автомобилей видно прямо с трассы, так что хочется остановиться и рассмотреть модели поближе.

– «БелДжи» был задуман в 2015 году как завод полного технологического цикла. Мы можем заявить, что являемся еще и экологическим производством, – убеждает исполняющий обязанности директора «БелДжи» Геннадий Свидерский. – Мы используем оборотную воду и водорастворимые краски, которые не содержат материалов, разрушающих озоновый слой.

На то, чтобы построить завод полного цикла, было израсходовано 330 млн долларов инвестиций. Постепенно вложенные средства оправдывают себя. Как рассказали на заводе, в прошлые месяцы «БелДжи» выполнил план по продажам в Беларуси. Россиянам автомобилей продали меньше, чем рассчитывали, но только потому, что не хватило моделей, которые заказывают покупатели. А именно – Geely Atlas премиум-класса белорусской сборки. На нее в некоторых российских регионах выстроились очереди.

Из-за увеличения спроса в 2019 году штат завода хотят расширить до 1700 работников. В перспективе «БелДжи» будет выпускать 60 тыс. автомобилей в год.

Каждому члену профсоюза – по Geely?

Сейчас на «БелДжи» работают 916 человек. Всего три месяца назад здесь создали первичную профсоюзную организацию. Но и за это время сделано уже немало.

Организовали транспорт для сотрудников, которые добираются на работу из Жодино, Борисова и Минска. Наниматель поддержал инициативу профкома о предоставлении 25-процентной скидки на автомобили собственного производства для работников, состоящих в профсоюзе. Причем сотрудник может выплатить стоимость авто в течение 3 лет. А купить следующий Geely он сможет через 5 лет после первой покупки.

Существенная скидка, если учесть, что машины линейки Geely Atlas стоят от 17 до 24 тыс. долларов. Сейчас завод готовится выпустить бюджетные варианты – седаны Geely Emgrand Е3 и ЕС7 стоимостью около 12 тысяч.

Выгодным предложением воспользовались уже 35 работников «БелДжи». Один из них – начальник цеха сборки Дмитрий Петрович.

– Мне очень нравится Atlas по дизайну. Я сам участвую в процессе производства, потому уверен в надежности автомобиля. На нем мы провели много тест-драйвов, в том числе зимой. И я сам видел, как он выбирается из сложных ситуаций, – рассказывает о Geely NL3 Дмитрий Петрович.

На белорусско-китайском производстве – шведский контроль качества. Каждую машину проверяют по стандартам Volvo. Пока что большая часть комплектующих – китайского производства. В Geely белорусские только шины. В будущем на отечественных предприятиях планируют выпускать также бамперы, моторы, изготавливать материалы для салона и пластик.

Все для молодежи

В ближайших планах первички предприятия – решить вопрос со служебным жильем для сотрудников. Уже создана жилищная комиссия, которая сейчас решает, где будут строить дом для заводчан.

– У нас 460 молодых сотрудников. Мы заинтересованы в том, чтобы их мотивировать. В новый коллективный договор, например, ввели норму: непрерывный трудовой стаж начинается не от 2 лет, а от 1 года. В этом случае 5-процентную доплату к зарплате сотрудник получит раньше, – рассказывает председатель профкома завода Георгий Шафрановский. – Самый главный вопрос, над которым работает профсоюз, – охрана труда и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Немаловажная тема – обучение и повышение квалификации сотрудников. «БелДжи» – завод, которому нет аналогов в Беларуси. Потому в основном людей обучаем на рабочих местах.

Слесарь сборочного цеха Александр Кравченко раньше работал на одном из борисовских заводов. Сравнивая условия труда, он отмечает, что на «БелДжи» работать гораздо легче. Многие процессы здесь автоматизированы, работники не таскают тяжести, за них это делают роботы. А в цеху сварки большую часть сварочных работ выполняют 32 машины.

Автомобилестроители Поднебесной

Каждый работник «БелДжи» знает хотя бы пару слов на китайском языке. Многие проходили стажировку на заводе Geely в Гуанчжоу. Инженер-механик цеха сборки и по совместительству председатель цехкома цеха сборки Илья Шелехов был в составе первой группы, отправленной на стажировку в Китай.

– Если китайцу сказали, он будет делать. Для них распоряжение руководства как заповедь, – рассказывает об отношении к работе иностранных коллег Илья Шелехов.

Сейчас на заводе работают 17 граждан КНР. С ними «БелДжи» заключил трудовой контракт. Но по факту иностранных сотрудников на заводе гораздо больше. Около 50 работников китайской компании Geely приехали в Беларусь обучать белорусских коллег. В основном они работают в техподдержке, программируют системы автомобилей, переводят с китайского и помогают осваивать новые для белорусов процессы.

– Как правило, коллеги из Китая приезжают к нам на срок от 30 до 90 дней. Они так же, как и другие сотрудники, ходят на работу. Иностранных специалистов мы размещаем в гостинице на территории «БелДжи», построенной специально для этих целей, – говорит председатель профкома завода Георгий Шафрановский.

Хэ Шинь Шинь и Су Сюй, представившаяся русским именем Нина, на «БелДжи» занимаются планированием логистики. Впервые они приехали в Беларусь весной 2017 года. Тогда командировка затянулась на год. В мае руководство китайского Geely снова направило ребят в Борисов.

– Мы здесь, чтобы помочь белорусскому заводу стать лучше. Приехать сюда – это был наш долг, – просто объясняет китаянка Нина. – Работать здесь – интересный опыт. Белорусские города сильно отличаются от китайских, многое для нас необычно. Больше всего в Беларуси нравится чистый воздух, овощи…

– И девушки, – добавляет Хэ Шинь Шинь.

По дому ребята все же скучают и надеются, что через пару месяцев удастся вернуться в Китай. При этом они не исключают, что, если им предложат хорошие условия, вернутся в Беларусь уже на постоянную работу.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото Виталия ГИЛЯ