Когда кондуктор (не) опоздал. Что делать, если не согласен со взысканием?
В профессии кондуктора определенно есть романтика. Колесишь по городу весь день да общаешься с разными людьми. Сотрудница одного из автопарков в Минской области свою работу любит, только зарплата ее расстраивает. В один из месяцев и вовсе недосчиталась премии и едва «дотянула» до «минималки». Как оказалось, ситуация не так однозначна. Разобраться в ней помогли в Республиканском комитете Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.
Кондуктор Елена Авдеева (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) трудится в автопарке 2 года и имеет 3-й разряд. По словам женщины, ей необоснованно не платят премию.
– Наниматель считает, что я не выполняю план по сдаче выручки. Хотя документ, подтверждающий существование такого плана, в глаза не видела, – накипело у работницы автопарка. – Также не получаю доплаты за мастерство. И при отработке полного времени едва могу претендовать на минимальную зарплату.
Главный правовой инспектор труда Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Ольга Гинько выехала в автобусный парк, чтобы на месте изучить документы и разобраться.
Как рассказала профсоюзный юрист, не все претензии работницы подтвердились. В частности, 3-й разряд Елены Авдеевой не является разрядом мастерства (это квалификационный разряд по профессии) и не предполагает доплаты.
– В контракте Елены Авдеевой предусмотрено премирование за выполнение плана по доходам – за каждый рубль сверхплановой выручки (в соответствии со ст.63 Трудового кодекса (ТК) порядок и условия премирования наниматель устанавливает самостоятельно). Премия начисляется по конкретным критериям и показателям, отражающим результат труда каждого работника, – рассказала Ольга Гинько. – Положением организации также предусмотрены условия по лишению премии полностью или частично, в том числе за опоздание на работу.
Ольга Гинько выяснила, что приказом нанимателя Елене Авдеевой был объявлен выговор и лишение 100% премии за опоздание на работу на один из автобусных маршрутов. Помимо этого, в тот день перед выездом на линию она не прошла медосмотр. С приказом женщина была не согласна, но оставила подпись об ознакомлении. Изучая документы, Ольга Гинько обнаружила, что наниматель нарушил необходимую процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности.
– Дело в том, что Авдеева не была ознакомлена с рабочей инструкцией кондуктора под роспись. Это является нарушением ст.54 ТК и неправомерно, – отметила главный правовой инспектор труда Белпрофтранса. – Согласно ст.123 ТК, режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ, который утверждается нанимателем совместно с профсоюзом. До ведома работников установленный режим рабочего времени доводится за месяц, под их подпись. Графики работ автопарка не содержали сведений о времени начала и окончания смены, обеденного и других перерывов. Помимо этого, на них частично отсутствовали подписи работников, в том числе и Елены Авдеевой. В связи с этим применение в отношении кондуктора дисциплинарного взыскания является неправомерным и подлежит отмене.
Ольга Гинько направила в адрес нанимателя рекомендацию об отмене приказа о наказании Елены Авдеевой, и он данное нарушение устранил. В итоге кондуктору возместили ранее не выплаченные средства премиальных выплат (около 52 рублей).
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Александра ПОБАТА