Консолидация – залог успеха
В Минске состоялось 51-е заседание Совета Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ). Руководители отраслевых профсоюзов из Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Эстонии обсуждали общие проблемы транспортной сферы.
Как отметил в своем выступлении генеральный секретарь МКПЖ Геннадий Косолапов, сегодня во всех странах, входящих в конфедерацию, реализуются железнодорожные реформы.
– Поэтому нас беспокоит, как в ходе реформирования минимизировать недостатки, сопряженные с этим процессом, и одновременно сберечь успешные наработки, – сказал он.
На протяжении последних лет объем железнодорожных перевозок снижается. В связи с этим руководство ряда стран было вынуждено применить непопулярные меры, в частности, сократить численность работников отрасли. Наиболее активно это отмечалось в Молдове, России и Эстонии. В прошлом году в режиме неполного рабочего времени трудились железнодорожники Армении, Кыргызстана, Молдовы и России.
– Мы стараемся предотвратить распад международного пассажирского движения, – подчеркнул Геннадий Косолапов. – Для укрепления социальной защиты членов профсоюза и повышения мотивации членства мы планируем ввести страхование работников. Сейчас изучаем опыт Германии.
В то же время по итогам 2016 года практически во всех государствах постсоветского пространства и Балтии средняя зарплата работников железнодорожной отрасли примерно на 20% превысила размер средней заработной платы по стране. Не дотянула до этого уровня лишь зарплата железнодорожников Азербайджана, Грузии и Молдовы. Молдаване даже вышли с акцией протеста с требованием выплатить зарплату, которую задерживают по 6–9 месяцев (долги по их зарплате достигли 6,5 млн. долларов). МКПЖ направила президенту и парламенту Молдовы обращение с просьбой поддержать требования работников железной дороги.
Председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Владимир Ринг, в свою очередь, отметил, что среднемесячная зарплата белорусских железнодорожников в 2016 году составила порядка 400 долларов в эквиваленте. Кроме того, дополнительные меры материального стимулирования содержатся в коллективных договорах организаций БелЖД. К примеру, молодежи предоставляются оплачиваемые учебные отпуска и компенсации затрат на наем жилья.
Владимир Ринг также напомнил коллегам, что в прошлом году путем слияния родственных профсоюзов был создан Белпрофтранс (Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций). Во многом благодаря этому Минск стал площадкой для очередного заседания Совета МКПЖ.
– Поскольку вопрос объединения профсоюзов транспорта назрел во многих странах, входящих в состав МКПЖ, Беларусь может поделиться своим опытом, – сказал Владимир Ринг. – Более того, в последнее время обсуждается вопрос создания Евразийской транспортной ассоциации, которая может объединить в себе все виды транспорта. На наш взгляд, это правильное решение, ведь залог успешной работы – в консолидации.
Анастасия ШИРАЛИЕВА