Красный, желтый, зеленый. Кто следит за работой светофоров?
Если в начале 1990-х в Гродно было всего 66 светофоров, то сейчас – в три раза больше. Пусть эти механизмы воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся, Однако создать «зеленую волну» весьма непросто.
Как на ладони
Обустройством и ремонтом светофорных объектов, установкой, а при необходимости и заменой дорожных знаков, нанесением дорожной разметки занимается СМЭП Гродненского облисполкома. Предприятие обслуживает не только Гродно, но и райцентры, крупные населенные пункты региона – всего на его балансе 350 светофоров (212 – в областном центре). Каждый год, по словам главного инженера СМЭП Сергея Жмуренкова, вводят в эксплуатацию несколько десятков новых объектов.
Под светофорными объектами специалист подразумевает перекресток со всеми транспортными и пешеходными светофорами, которых на одной колонке, как правило, три-четыре штуки, аппаратуру управления и «паутину» кабелей, которые тянутся к ЦУП – центральному управляющему пункту, где установлена автоматизированная система управления дорожным движением. Она координирует работу механизмов, в соответствии с заданными параметрами переключая сигналы, и позволяет отслеживать состояние светофоров, чтобы оперативно устранять неполадки.
– Иногда горожане звонят нам и просят «добавить пару секунд» для пешеходов на светофоре у их дома, но СМЭП не определяет, сколько будет гореть зеленый или красный, и тем более не меняет время переключения сигналов по своему усмотрению, – обращает внимание Сергей Жмуренков.
Место установки светофоров, тип оборудования (например, с вызывным устройством или без него) определяет, исходя из множества параметров, ГАИ.
Диспетчер ЦУП видит все подключенные к системе светофоры на экране. Они обозначены разными цветами: если все в порядке, горит зеленая точка, а если нет – желтая или, когда связь потеряна, красная. Бывает, о неполадках, позвонив в СМЭП или дежурную часть ГАИ, сообщают сами горожане. При необходимости на место выезжает механик. В первую очередь ремонтируют объекты на участках с интенсивным движением и светофоры, где по каким-то причинам не горит красный сигнал.
Пора менять лампочки
– Раньше, когда были ламповые светофоры, часто возникали проблемы именно с лампочками (как только две красные перегорают, светофор «выскакивает» в режим желтого мигания). В день меняли по всему городу около 100 штук, – рассказывает Сергей Жмуренков. – Сейчас светофоры в Гродно светодиодные. Конечно, и эти элементы выходят из строя, но гораздо реже, что экономит и деньги, и время предприятия. Тем не менее, замена перегоревших светодиодов остается самой распространенной неполадкой.
Любопытно, что светофоры чувствительно к низким и высоким температурам, повышенной влажности. Этой зимой, когда был сильный мороз, поломок было больше. Иногда лишние хлопоты работникам СМЭП доставляют сами горожане: расписывают шкафы с аппаратурой управления или приклеивают на них рекламные объявления. Бывает и так, что автолюбители повреждают светофоры в ДТП. Причем особенно часто это происходит не в Гродно, где движение интенсивнее, а на Сморгонском участке (за год там было 12 происшествий!).
– Хорошо, если водитель был трезв и машина застрахована, иначе нанесенный ущерб придется возмещать самому автолюбителю. Транспортный светофор стоит около 800 рублей, а на колонке обычно два транспортных и один пешеходный. То есть, только светофоров может разбить на 1,5-2 тысячи. Плюс сама металлическая колонка, которая от удара гнется или ломается, и работа СМЭП, – перечисляет Сергей Жмуренков.
За объектами, которые не подключены к ЦУП и работают в локальном режиме, следят работники СМЭП и сотрудники ГАИ (таких светофоров в Гродно всего 19). Кроме того, в городе установлены два так называемых «умных» светофора. Интеллектуальные транспортные системы регулируют потоки автомобилей, ориентируясь на интенсивность трафика. Сигналы сменяются не по заранее запрограммированному времени или нажатию вызывного устройства, а на основании данных специальных датчиков, вмонтированных в дорогу перед светофором.
Свой ЦУП есть в Лиде, где уже 51 светофорный объект, и в перспективе появится в Островце, где 21 объект и в планах, по мере развития города, построить еще около 20. В небольших населенных пунктах оборудование оснащают блоками GSM-связи, что позволяет дистанционно осуществлять контроль и реагировать на неполадки.
Тонны краски
С 1 апреля работники СМЭП приступили к обновлению дорожной разметки (на предстоящий сезон предприятие закупило 115 тонн белой и желтой краски!). Эти работы проводятся, когда температура воздуха поднимается выше 5 градусов тепла, а влажность не превышает 85%. Продольную разметку рисуют дорожной разметочной машины «Шмель-11А», остальные элементы – с помощью специальных трафаретов. В соответствии с действующими стандартами, разметка должна полгода выдержать движение с интенсивностью до 10 тысяч авто в сутки, но, как правило, она служит дольше – 9-10 месяцев. А на участках с особенно интенсивным движением СМЭП начал использовать более стойкий спрей-пластик.
– Планово меняем и устанавливаем новые дорожные знаки. Самые распространенные – 5.16 («Пешеходный переход»). Обратите внимание, сколько их на каждом перекрестке! Хотя, например, в Англии знака «Пешеходный переход» нет вообще. Либо светофор весит пешеходный, либо, если переход нерегулируемый, нанесена разметка. А у нас в снежную зиму она может быть не видна, поэтому информацию дублируют, – обращает внимание Сергей Жмуренков. – Есть знаки, которые у нас в области вообще не используются, например, «Разводной мост», «Падение камней» или «Движение гужевых повозок», потому что в них нет необходимости. На дорогах нет ничего лишнего
Елена КАЯЧ
Фото Александра ПОБАТА