Наверх

Красный, желтый, зеленый. Кто следит за работой светофоров?

29 апреля 2021

Если в начале 1990-х в Гродно было всего 66 светофоров, то сейчас – в три раза больше. Пусть эти механизмы воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся, Однако создать «зеленую волну» весьма непросто.

Как на ладони

Обустройством и ремонтом светофорных объектов, установкой, а при необходимости и заменой дорожных знаков, нанесением дорожной разметки занимается СМЭП Гродненского облисполкома. Предприятие обслуживает не только Гродно, но и райцентры, крупные населенные пункты региона – всего на его балансе 350 светофоров (212 – в областном центре). Каждый год, по словам главного инженера СМЭП Сергея Жмуренкова, вводят в эксплуатацию несколько десятков новых объектов.

Под светофорными объектами специалист подразумевает перекресток со всеми транспортными и пешеходными светофорами, которых на одной колонке, как правило, три-четыре штуки, аппаратуру управления и «паутину» кабелей, которые тянутся к ЦУП – центральному управляющему пункту, где установлена автоматизированная система управления дорожным движением. Она координирует работу механизмов, в соответствии с заданными параметрами переключая сигналы, и позволяет отслеживать состояние светофоров, чтобы оперативно устранять неполадки.

–  Иногда горожане звонят нам и просят «добавить пару секунд» для пешеходов на светофоре у их дома, но СМЭП не определяет, сколько будет гореть зеленый или красный, и тем более не меняет время переключения сигналов по своему усмотрению, –  обращает внимание Сергей Жмуренков.

Место установки светофоров, тип оборудования (например, с вызывным устройством или без него) определяет, исходя из множества параметров, ГАИ.

Диспетчер ЦУП видит все подключенные к системе светофоры на экране. Они обозначены разными цветами: если все в порядке, горит зеленая точка, а если нет – желтая или, когда связь потеряна, красная. Бывает, о неполадках, позвонив в СМЭП или дежурную часть ГАИ, сообщают сами горожане. При необходимости на место выезжает механик. В первую очередь ремонтируют объекты на участках с интенсивным движением и светофоры, где по каким-то причинам не горит красный сигнал.

Пора менять лампочки

–  Раньше, когда были ламповые светофоры, часто возникали проблемы именно с лампочками (как только две красные перегорают, светофор «выскакивает» в режим желтого мигания). В день меняли по всему городу около 100 штук, – рассказывает Сергей Жмуренков. – Сейчас светофоры в Гродно светодиодные. Конечно, и эти элементы выходят из строя, но гораздо реже, что экономит и деньги, и время предприятия. Тем не менее, замена перегоревших светодиодов остается самой распространенной неполадкой.

Любопытно, что светофоры чувствительно к низким и высоким температурам, повышенной влажности. Этой зимой, когда был сильный мороз, поломок было больше.  Иногда лишние хлопоты работникам СМЭП доставляют сами горожане: расписывают шкафы с аппаратурой управления или приклеивают на них рекламные объявления. Бывает и так, что автолюбители повреждают светофоры в ДТП. Причем особенно часто это происходит не в Гродно, где движение интенсивнее, а на Сморгонском участке (за год там было 12 происшествий!).

– Хорошо, если водитель был трезв и машина застрахована, иначе нанесенный ущерб придется возмещать самому автолюбителю. Транспортный светофор стоит около 800 рублей, а на колонке обычно два транспортных и один пешеходный. То есть, только светофоров может разбить на 1,5-2 тысячи. Плюс сама металлическая колонка, которая от удара гнется или ломается, и работа СМЭП, – перечисляет Сергей Жмуренков.

За объектами, которые не подключены к ЦУП и работают в локальном режиме, следят работники СМЭП и сотрудники ГАИ (таких светофоров в Гродно всего 19).  Кроме того, в городе установлены два так называемых «умных» светофора.  Интеллектуальные транспортные системы регулируют потоки автомобилей, ориентируясь на интенсивность трафика. Сигналы сменяются не по заранее запрограммированному времени или нажатию вызывного устройства, а на основании данных специальных датчиков, вмонтированных в дорогу перед светофором.

Свой ЦУП есть в Лиде, где уже 51 светофорный объект, и в перспективе появится в Островце, где 21 объект и в планах, по мере развития города, построить еще около 20. В небольших населенных пунктах оборудование оснащают блоками GSM-связи, что позволяет дистанционно осуществлять контроль и реагировать на неполадки.

Тонны краски

С 1 апреля работники СМЭП приступили к обновлению дорожной разметки (на предстоящий сезон предприятие закупило 115 тонн белой и желтой краски!). Эти работы проводятся, когда температура воздуха поднимается выше 5 градусов тепла, а влажность не превышает 85%. Продольную разметку рисуют дорожной разметочной машины «Шмель-11А», остальные элементы – с помощью специальных трафаретов. В соответствии с действующими стандартами, разметка должна полгода выдержать движение с интенсивностью до 10 тысяч авто в сутки, но, как правило, она служит дольше – 9-10 месяцев.  А на участках с особенно интенсивным движением СМЭП начал использовать более стойкий спрей-пластик.

– Планово меняем и устанавливаем новые дорожные знаки. Самые распространенные – 5.16 («Пешеходный переход»). Обратите внимание, сколько их на каждом перекрестке! Хотя, например, в Англии знака «Пешеходный переход» нет вообще. Либо светофор весит пешеходный, либо, если переход нерегулируемый, нанесена разметка. А у нас в снежную зиму она может быть не видна, поэтому информацию дублируют, – обращает внимание Сергей Жмуренков. – Есть знаки, которые у нас в области вообще не используются, например, «Разводной мост», «Падение камней» или «Движение гужевых повозок», потому что в них нет необходимости.  На дорогах нет ничего лишнего

Елена КАЯЧ

Фото Александра ПОБАТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости