Кто, если не мы? Как Витебск движется к уровню города 4.0
Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» хорошо известен витеблянам благодаря реализации необычных идей. Сейчас некоммерческое учреждение собирается открыть Школу прикладной урбанистики.
Немного теории
– Современная урбанистика – не раздел науки, а, скорее, способ говорить о проблемах города, – поясняет Оксана. – Это становится понятным, если вспомнить, что первыми урбанистами, а появились они в 60-х годах прошлого века в Америке, стали журналисты. Первопроходцем принято считать канадско-американскую писательницу Джейн Джекобс. Кстати, и «Прастора» объединила в своих рядах в первую очередь сотрудников средств массовой информации, которые писали о проблемах города.
По словам Оксаны Кузиной, развитие любого современного индустриального центра (не путать со средневековыми городами) начинается с Первой промышленной революции во второй половине XVIII века, которая позволила перейти от ручного труда к машинному. Индустрия дала развитие уровню города 1.0, названному «Здания и дороги».
На этом этапе в населенном пункте растут дома, строятся путепроводы. И всё на этой территории подчинено предприятию, благодаря которому развивается город-механизм, а жители – обеспечиваются рабочими местами. Соответственно, главный работодатель определяет облик города: если он считает, что рабочим нужна поликлиника, строит ее; если социально ответственен, садит деревья.
Уровня 2.0 – «Культура и смыслы» – город достигает, когда люди начинают активно обмениваться информацией. Это период освоения электричества и развития массового конвейерного производства. Горожане дают названия улицам, исходя из потребностей населения, появляются культурные учреждения и музеи, общество начинает гордиться историей и знаменитыми земляками. В итоге появляются бренды. Например, Витебск – город Шагала или столица фестиваля «Славянский базар».
– Именно люди определяют, какого уровня будет эта культура, – говорит директор «Прасторы». – Могут снискать популярность гладиаторские бои или, наоборот, в городе появятся филармония и театр. Мы сами наполняем место смыслом, соответствующим собственному уровню.
Третья промышленная революция, ее еще называют цифровой, началась во второй половине ХХ века с создания цифровых компьютеров и последующей эволюции информационных технологий. На уровне 3.0 – «Город – это люди» сейчас и находится Витебск.
Именно на этом этапе появляется понятие «урбанистика». Люди освобождаются от тяжелого труда – его заменяет автоматика, получают больше свободного времени, выходят на улицы и видят… не совсем приспособленный для жизни город. Ведь им уже не хочется ограничиваться привычным маршрутом: спальный район – работа – магазин – спальный район. Горожанам нужны парки, места общепита, уличные кафе со свободным wi-fi.
К слову, проблему «города не для людей, а для машин» озвучили американские журналисты прошлого века и занялись исследованием пространства, пытаясь сделать его удобным для каждого.
А что же 4.0?
Нынешняя эпоха инноваций получила название Четвертой промышленной революции или Индустрии 4.0. Примеры городов такого уровня есть в Европе, белорусы пока только на пути к нему. В таком населенном пункте различные местные сообщества, власть и бизнес объединяют усилия, чтобы создать максимально комфортные условия для жителей.
– Местные сообщества – это объединения людей по территориальному принципу, например, жителей одного дома, двора, улицы – не больше 1 000 человек, – поясняет Оксана Кузина. – Они постоянно общаются между собой.
«Не делайте ничего для нас без нас» – главный принцип взаимодействия в городе 4.0. Руководитель «Просторы» рассказывает, как примерно это происходит:
– Местное сообщество узнает, что в городской бюджет на текущий год заложено благоустройство их двора. Участники объединенной группы проводят собрание, знакомятся с приоритетами и потребностями соседей и приходят к компромиссу: в большей степени двору нужна парковка или детская площадка, а возможно, самая острая потребность – в велосипедном гараже.
Затем сообщество предлагает исполнительной власти варианты благоустройства, исходя из запланированной на это суммы, а также способы, как за эти деньги сделать больше. Например, горожане готовы выйти на субботник и самостоятельно установить оборудование, которое для них приобретет муниципалитет. Если среди членов сообщества окажется, предположим, владелец фирмы грузоперевозок, то он может бесплатно или за символическую сумму перевезти оборудование от места продажи до двора.
– В белорусском обществе сильно убеждение: раз мы платим налоги, то нам должны все сделать, – говорит Оксана Кузина. – Но европейцы, которые готовы ради уюта во дворе или на своей улице поработать бесплатно, точно такие же налогоплательщики.
Тем не менее примеры такого взаимодействия есть и в Витебске.
Не только теория
– Предмет особой гордости – проект «100 метров», – признается директор центра урбанистических проектов и инициатив. – Хотя появился он благодаря тому, что в районе его реализации живут наши активисты.
На улице Средненабережной после реконструкции загса строители уничтожили газон. Облагораживанием этой территории по принципу города 4.0 и занялась «Прастора».
– Сначала мы взяли разрешение на работу там в горисполкоме, – рассказывает Оксана Кузина. – Затем обратились в водоочистные сооружения УП «Витебскводоканал» за плодородным слоем – предприятие давно хотело поставить эксперимент по использованию компоста избыточного ила для городского озеленения. Рабочие «Зеленхоза» посеяли траву. На этом мы хотели закончить, но появилась возможность купить 80 растений и высадить на возрожденном газоне оригинальную композицию.
Благодаря этому родилась идея создавать с помощью горожан так называемые «Места любования». Второй уютный уголок возник в Витебском ботаническом саду. Сейчас «Прастора» курирует разбивку в областном центре уникального общественного Японского сада.
– Наше учреждение ищет людей доброй воли, – вводит в курс дела Оксана Кузина. – И с таким человеком мы встретились во время подготовки этого проекта. Ландшафтный дизайнер из Минска Наталья Тырсикова страстно увлечена Японией и согласилась сотрудничать с нами в качестве волонтера. У нас уже есть разработанный концепт ландшафтного дизайна и смета.
Растения для сада, на которые нужно около 10 000 евро, планирует приобрести спонсор. А столичный архитектор Михаил Дудик в ближайшее время закончит проекты малых архитектурных форм – скамейки, беседки, входных ворот в японском стиле.
Японовед помог придумать саду название, учтя пожелание спонсора отразить приверженность семейным ценностям и особую популярность этого места у молодоженов.
Икигай – так будет называться новая локация – в японской традиции означает ощущение предназначения в жизни, которое может выражаться в хобби, работе, семье.
Школа для урбанистов
Новая идея «Прасторы» – школа прикладной урбанистики. В рамках этого проекта необходимые знания получат будущие руководители местных сообществ. Для открытия школы все есть: программа обучения из 4 модулей и логотип, на котором изображена богиня Гера – покровительница городов и героев.
Пока нет поддержки, которая могла бы дать образовательному процессу полный старт. Хотя многие организации просят ознакомить своих работников с отдельными модулями.
Безусловно, такая школа может стать новым шагом на пути к городу уровня 4.0, считает Оксана и на прощание приводит пример:
– На хакатон, который «Прастора» проводила в 2018 году, пришла пенсионерка. Проект, который она хотела реализовать, не вписывался в формат мероприятия, но мы позволили ей быть приглашенным участником, пользоваться компетенцией экспертов, познакомили с представителями власти, которые могли бы помочь. В итоге в Витебске появилась первая оборудованная по правилам площадка для выгула собак. И мы уверены: Валентина Юченкова добилась реализации своего проекта не без нашей помощи. А теперь представьте, какой огромной силой могут стать наши выпускники!
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора и из архива «Прасторы»