Куда же смотрят и могут расти наши цены в 2023 году?
Из чего формируется цена на продукты питания? Себестоимость товара, прибыль производителя, транспортные расходы, торговые надбавки. Но прежде всего, по мнению Александра Лукашенко, в стоимость должна закладываться… справедливость. Так принято в социально ориентированном государстве. Ведь доступность продовольствия касается не только личного кошелька граждан, но и общественных настроений, что влияет на стабильность в стране. Таким образом ценообразование из экономической теории переходит в политическую практику.
Резонанс с уточнением
Казалось бы, ценники в магазинах – сугубо внутренняя тема нашей страны. Но принятое 6 октября прошлого года решение главы государства активно обсуждали даже на зарубежных информационных ресурсах. Девять из десяти заголовков этой новости звучали одинаково: «Александр Лукашенко запретил рост цен в Беларуси». Иностранные комментаторы недоумевали: разве можно директивным способом остановить подорожание товаров? В некотором замешательстве оказались и наши сограждане, особенно причастные к сфере торговли. Пришлось популярно объяснять падким на сенсации и склонным к ворчанию, что вводился не тотальный запрет, использовалась временная мера – всего на две недели. «Заморозка» была необходима, чтобы оценить ситуацию и разработать действенный механизм регулирования цен, а также сдержать инфляцию.
С учетом сложности и важности задач задействованы были все причастные к решению этой проблемы: правительство и парламент, профильное министерство и Федерация профсоюзов, контролирующие и правоохранительные органы.
К слову, для ФПБ эта работа не в новинку. Мониторинг цен на социально значимые товары ведется национальным профцентром с 2017 года. Накоплен полезный багаж информации к размышлению. Более того, Федерация профсоюзов одной из первых выступила за необходимость государственного регулирования стоимости продуктов первой необходимости и лекарств. Результатом совместной работы с правительством стало постановление Совета Министров от 23 февраля 2021 г. № 100, которым предусмотрены меры по стабилизации цен на социально значимые товары.
Объявленный Александром Лукашенко новый и всесторонний подход к ценообразованию оперативно отразили в документах: сначала была подписана Директива Президента № 10, а с середины октября прошлого года вступило в силу постановление правительства № 713 «О системе регулирования цен».
Через четыре месяца эту тему вновь обсудили в расширенном формате. «Мы договаривались, что спустя некоторое время соберемся и посмотрим, как правительство и все руководство страны выполняет поручение Президента. Кто-то должен был установить систему контроля за ценообразованием, а равно и за инфляцией внутри страны. Кто-то должен был жесточайшим образом проконтролировать решение этого вопроса», – пояснил глава государства.
Что изменилось за четыре месяца?
Несмотря на страшилки кухонных экспертов, никакого коллапса не произошло: нет ни пустых полок в магазинах, ни массового закрытия торговых объектов, ни дефицита импортных товаров. Беларусь в какой-то мере задействовала опыт СССР по регулированию цен, но не скатилась к постсоветским ограничениям «Один килограмм в руки».
А главное – мы стали свидетелями редкого для отечественной торговли процесса: часть продовольственных товаров подешевела без маркетинговых скидок и акций. Что приятно покупателю, оказалось выгодно и государству: инфляция в конце 2022-го включила задний ход и вернулась в допустимые годовые рамки.
Но даже с учетом позитивных сдвигов дальнейшую работу по регулированию цен сворачивать преждевременно, дал понять Александр Лукашенко: «Системные решения и не могли быть за четыре месяца. Я уже говорил: живой организм, не все от нас зависит. И было сказано: если допустили где-то ошибки и просчеты, надо донастроить систему».
Нюансов хватает. Как дать производителям заработать на экспорте, не подвергая риску наполнение внутреннего рынка? Где найти баланс интересов импортеров и реализаторов отечественной продукции? Как обеспечить равные условия для государственных и частных торговых сетей? За счет чего удастся выйти на уровень инфляции почти в два раза ниже, чем в прошлом году?
При этом надо держать в уме внешние факторы: от санкций, усложняющих логистику и влияющих на цену импорта, до инфляции в других странах и девальвации иностранной валюты.
Президент также потребовал навести порядок с чудовищной диспропорцией зарплат в торговле. По данным Комитета госконтроля, доходы рядовых продавцов и генеральных директоров крупных сетей разняться в десятки, едва ли не в сотни раз. Глава государства настаивает: соотношение зарплат работника и руководителя должно быть в пределах 1 к 8.
Необходимо продолжать и разъяснительную работу. Хотя о новых требованиях в ценообразовании говорили много и подробно, не все захотели прислушаться и соблюдать измененные правила. Кто-то прикинулся несведущим: «Ничего не слышал, ничего не знаю». Кто-то по инерции руководствовался принципом частника «Хозяин – барин» вплоть до барских замашек: мол, пока всё это запустится-раскрутится, успею сорвать хороший куш. Не получилось. По результатам проверок более 100 субъектов торговли и должностных лиц привлечены к ответственности из-за необоснованного повышения цен, заведено около полусотни уголовных дел.
Стало ли это неожиданностью? Точно не для Александра Лукашенко, который заранее предупреждал о том, что некоторые попробуют воспользоваться ситуацией, взвинтив стоимость товаров: «Надо их привести в чувство, дать понять, что сегодня вопрос больше, чем цены. Это основа справедливого внутреннего порядка и мира в нашей стране».
Своя картошка ближе к делу
Понятно, что в Беларуси «крокодил не водится, не растет кокос»: некоторые товары, включая сельскохозяйственные, мы вынуждены покупать за рубежом. Вместе с тем именно в продовольственном сегменте у нашей страны большие резервы для импортозамещения. Беда лишь в сезонных перепадах: после сбора урожая полны закрома, а к следующему лету хоть шаром покати. И снова здравствуйте, египетская картошка, китайский чеснок и польские яблоки. Само собой, цену во многом диктуют иностранные поставщики.
Александр Лукашенко потребовал, чтобы импортные товары (из числа тех, которые мы не производим сами) были доступны белорусам. Но если можем справиться собственными силами, надо замещать завозное и обеспечить постоянное присутствие в торговле белорусской продукции. А это уже вопрос по стабилизационным фондам.
Премьер-министр Роман Головченко сообщил, что в стабфонды заложено почти на треть больше плодоовощной продукции, чем в прошлый межсезонный период. На значительную часть запасов уже заключены контракты.
Правда, уточнил глава правительства, некоторым сельхозпроизводителям выгоднее продавать на экспорт, поэтому они чаще смотрят на внешний, а не на внутренний рынок. Глава государства обратил внимание, что не запрещает поставлять продукцию на экспорт. Но с оговоркой. Александр Лукашенко предупредил руководителей областей и столицы: «Продавайте. Но если, как сказал премьер, по бешеным ценам в июне, июле, августе будут африканская и еще там какая-то картошка, пеняйте сами на себя. Низкие цены, свое – делайте. Остальное везите хоть на Луну. Пожалуйста – вывозите, только свой народ накормите».
Пока с отечественным плодоовощным набором не все гладко. На это не раз обращала внимание Федерация профсоюзов. Мониторинги вскрыли неприглядную картину: по зиме-весне белорусские сельхозтовары либо резко растут в цене, либо вовсе пропадают с полок магазинов – хоть табличку вешай «Все ушло на экспорт». А вот с импортом проблем нет, если закрыть глаза на его дороговизну. Национальный профцентр подготовил предложения по улучшению работы стабфондов, а также усовершенствованию взаимоотношений сельхозпроизводителей и субъектов торговли. Правительство в октябре прошлого года утвердило Положение о порядке формирования и использования стабилизационных фондов товаров. Однако, как показал проведенный профсоюзами мониторинг, еще хватает шероховатостей: не всегда идут друг другу навстречу организации, которые производят продукцию, и те, кто ею торгует.
Глава государства поручил своим помощникам в регионах проанализировать ситуацию со стабфондами как с точки зрения сохранности продукции, так и ее реализации.
Когда рынок распустил руки
Надо признать, что не все с понимаем отнеслись к установлению государством контроля над ценами. Приверженцы либеральной экономики настаивали на непогрешимости законов рынка: спрос рождает предложение, конкуренция – двигатель торговли, привлечение покупателей влечет саморегуляцию. Но они не хотят признать, что в последние годы незримая рука рынка все ощутимее залазит в наш карман.
Александр Лукашенко назвал начатый четыре месяца назад процесс «тяжелейшей работой после долгих лет рыночной распущенности». При этом заверил, что для изменения ситуации у руководства страны достаточно власти и ее преимущество необходимо использовать. А вот приводить в качестве контраргумента пример Запада не советует: не все так гладко у адептов свободного рынка – чего только стоит установление потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты.
«Никакого свободного рынка и свободного ценообразования у них нет. Они действуют исключительно в собственных интересах. Ну так давайте и мы, насколько это возможно, будем соблюдать свои интересы – нашего народа. В социальном государстве, где все для народа», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент признал, что тема цен – «сложная и крайне неприятная». Но обсуждать ее, решать проблемы надо. Ради обеспечения стабильности и спокойствия в республике.
«Ценообразование – это основа справедливого мира в Беларуси. Это главная статья договора власти и народа. Надо выдержать, выстоять. Надо каждому стремиться сохранить нашу страну. У нас для этого все есть», – заключил Александр Лукашенко.
Олег ФЕДОРОВ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА
Печатную версию материала читайте в №7 газеты «Беларускi Час»