Мания шопинга: чем опасна безудержная страсть к покупкам и как с ней справиться?
11 ноября отмечается Всемирный день шопинга.
Покупки бывают разные: каждодневные и ежемесячные, дорогие и дешевые. Значительные приобретения и, соответственно, траты мы зачастую делаем перед праздниками. Но для некоторых походы в магазин становятся потребностью.
Серьезная зависимость от покупок называется шопоголизмом. Впервые термин «ониомания», или шопоголизм, ввел еще в конце XIX века немецкий психиатр Эмиль Крепелин.
У шопоголика возникает непреодолимая и компульсивная тяга к совершению покупок, потребности в которых зачастую нет. При этом остановиться он не может. Для такого человека поход по магазинам становится своего рода развлечением или отдыхом, которому придается особый смысл. Большое значение имеют иллюзия власти и свободы, жажда адреналина.
«Основной признак шопоголика — бесцельное приобретение вещей. Условно говоря, в магазине человек кладет в корзинку буквально все, что попадется под руку: красивую баночку, миленькую статуэтку и т.д. Но ответить, зачем нужны конкретно эти предметы, он не может, поскольку просто не знает, — рассказала заведующая амбулаторным отделением пограничных состояний № 1 Городского клинического психиатрического диспансера Минска Елена Коян. — Подобные приобретения накапливаются, занимают много места. Некоторые шопоголики прячут свои покупки от родных или занижают их стоимость».
В то же время без шопинга такие люди чувствуют себя плохо, у них появляется тревога, непреодолимая тяга что-нибудь купить. Можно сказать, что они испытывают своего рода ломку. Шопоголики плохо переносят выходные дни, когда магазины закрыты, или же страдают, когда не успели в магазин.
Однако стоит отличать шопоголизм от других схожих состояний. Иногда люди совершают много покупок, связанных с работой или хобби. Скажем, человек увлекается рукоделием и приобретает различные ткани, ленты, нитки, бусины и т.д. Кроме того, при определенных психических расстройствах люди также могут много тратить. В частности, одним из симптомов биполярного аффективного расстройства является чрезмерная трата денег на покупки, но это не относится к шопоголизму.
Родом из детства
У зависимости от покупок может быть несколько причин. Специалисты разделяют внешние и внутренние факторы. Первые, по мнению Елены Коян, вряд ли приведут к шопоголизму: это возможности, которые есть у человека, чтобы удовлетворить потребности в покупках. К примеру, кредитные карты, которыми легко расплачиваться и степень затрат при этом не ощущается. Свою роль играет и развитие в последнее время сферы маркетинга. Всевозможные рекламные акции, в частности «2 по цене 1», привлекательная раскладка товаров на прилавках, яркие рекламные буклеты… Некоторые просто не могут упустить возможность воспользоваться этим. Однако не всегда понимают зачем. Еще один момент — система онлайн-покупок, когда даже из дома выходить не нужно.
А вот внутренние факторы как раз-таки оказывают большее влияние на развитие шопоголизма.
«Важно то, в какой среде воспитывался человек. Если в семье был культ покупок и за любые успехи ребенок поощрялся материально, то во взрослой жизни он начинает отождествлять покупки с чем-то хорошим. То есть воспринимает их как успокоение или вознаграждение, — пояснила Елена Коян. — Человек, который рос в атмосфере отсутствия эмоционального тепла, заботы друг о друге, начинает искать удовлетворение в шопинге. Вспомните: некоторые из нас, когда расстроены, идут в магазин, покупают себе что-нибудь и чувствуют себя намного лучше после этого. Иногда бывает достаточно просто походить среди прилавков, посмотреть на красивые вещи. А для шопоголиков покупка должна состояться обязательно, иначе они не успокоятся».
Также в группе риска — люди, выросшие в неблагополучных или авторитарных семьях. Когда ребенку ничего не покупают, то, повзрослев, он начинает покупать себе массу разнообразных вещей из-за осознания собственных возможностей.
Поменять приоритеты
Почему стоит все же обращать внимание на страсть к покупкам? Во-первых, шопоголизм связан со значительными тратами. Деньги рано или поздно заканчиваются, но тяга к шопингу остается. Тогда уже страдают и близкие, которые вынуждены вкладываться финансово. Во-вторых, шопоголизм так или иначе приводит к депрессивным состояниям, тревожным расстройствам. А это, в свою очередь, может привести к суицидальным мыслям. Пустоту внутри многочисленные покупки все равно не заполнят, удовлетворение от них быстро проходит. Получается, что шопоголизм не настолько безобиден, как может показаться.
«Однако пациенты с таким расстройством не приходят к нам на прием. Возможно, потому что не считают это проблемой, — отметила специалист. — Так же как и трудоголики, скажем. Они чаще обращаются за помощью, когда имеются последствия переработок. Ведь ударный труд социально одобряется и считается признаком хорошего работника».
Справиться с шопоголизмом можно и самостоятельно. Для этого необходимо повлиять на внешние факторы. В магазин следует ходить со списком только тех покупок, которые действительно нужны в данный момент. Карточку с собой не стоит брать, а лучше снимать деньги и расплачиваться наличностью. Важно также понять, для чего совершаются эти покупки. К примеру, если человеку одиноко и таким образом у него получается успокоиться, значит, нужно расширять социальную сферу — встречаться с друзьями, найти хобби и т.д.
Порой разобраться с этим самому трудно. Тогда стоит обратиться к психологам или психотерапевтам, которые помогут понять причины потребности в покупках, определить тактику поведения и разобраться с переживаниями.
«Когда понимаешь суть проблемы, то можешь ее контролировать. За время работы со специалистом человек постепенно меняет приоритеты в жизни, — заключила Елена Коян. — И эффект от этого будет более длительный, чем от множества ненужных покупок».
Ирина ЯНУШКЕВИЧ