Наверх

Мания шопинга: чем опасна безудержная страсть к покупкам и как с ней справиться?

10 ноября 2017

11 ноября отмечается Всемирный день шопинга.

Покупки бывают разные: каждодневные и ежемесячные, дорогие и дешевые. Значительные приобретения и, соответственно, траты мы зачастую делаем перед праздниками. Но для некоторых  походы в магазин становятся потребностью.

Серьезная зависимость от покупок называется шопоголизмом. Впервые термин «ониомания», или шопоголизм, ввел еще в конце XIX века немецкий психиатр Эмиль Крепелин.

У шопоголика возникает непреодолимая и компульсивная тяга к совершению покупок, потребности в которых зачастую нет. При этом остановиться он не может.  Для такого человека поход по магазинам становится своего рода развлечением или отдыхом, которому придается особый смысл. Большое значение имеют иллюзия власти и свободы, жажда адреналина.

«Основной признак шопоголика — бесцельное приобретение вещей. Условно говоря, в магазине человек кладет в корзинку буквально все, что попадется под руку: красивую баночку, миленькую статуэтку и т.д. Но ответить, зачем нужны конкретно эти предметы, он не может, поскольку просто не знает, — рассказала заведующая амбулаторным отделением пограничных состояний № 1 Городского клинического психиатрического диспансера Минска Елена Коян. — Подобные приобретения накапливаются, занимают много места. Некоторые шопоголики прячут свои покупки от родных или занижают их стоимость».

В то же время без шопинга такие люди чувствуют себя плохо, у них появляется тревога, непреодолимая тяга что-нибудь купить. Можно сказать, что они испытывают своего рода ломку. Шопоголики плохо переносят выходные дни, когда магазины закрыты, или же страдают, когда не успели в магазин.

Однако стоит отличать шопоголизм от других схожих состояний. Иногда люди совершают много покупок, связанных с работой или хобби. Скажем, человек увлекается рукоделием и приобретает различные ткани, ленты, нитки, бусины и т.д. Кроме того, при определенных психических расстройствах люди также могут много тратить. В частности, одним из симптомов биполярного аффективного расстройства является чрезмерная трата денег на покупки, но это не относится к шопоголизму.

Родом из детства

У зависимости от покупок может быть несколько причин. Специалисты разделяют внешние и внутренние факторы. Первые, по мнению Елены Коян, вряд ли приведут к шопоголизму: это возможности, которые есть у человека, чтобы удовлетворить потребности в покупках. К примеру, кредитные карты, которыми легко расплачиваться и степень затрат при этом не ощущается. Свою роль играет и развитие в последнее время сферы маркетинга. Всевозможные рекламные акции, в частности «2 по цене 1», привлекательная раскладка товаров на прилавках, яркие рекламные буклеты… Некоторые просто не могут упустить возможность воспользоваться этим. Однако не всегда понимают зачем. Еще один момент — система онлайн-покупок, когда даже из дома выходить не нужно.

А вот внутренние факторы как раз-таки оказывают большее влияние на развитие шопоголизма.

«Важно то, в какой среде воспитывался человек. Если в семье был культ покупок и за любые успехи ребенок поощрялся материально, то во взрослой жизни он начинает отождествлять покупки с чем-то хорошим. То есть воспринимает их как успокоение или вознаграждение, — пояснила Елена Коян. — Человек, который рос в атмосфере отсутствия эмоционального тепла, заботы друг о друге, начинает искать удовлетворение в шопинге. Вспомните: некоторые из нас, когда расстроены, идут в магазин, покупают себе что-нибудь и чувствуют себя намного лучше после этого. Иногда бывает достаточно просто походить среди прилавков, посмотреть на красивые вещи. А для шопоголиков покупка должна состояться обязательно, иначе они не успокоятся».

Также в группе риска — люди, выросшие в неблагополучных или авторитарных семьях. Когда ребенку ничего не покупают, то, повзрослев, он начинает покупать себе массу разнообразных вещей из-за осознания собственных возможностей.

Поменять приоритеты

Почему стоит все же обращать внимание на страсть к покупкам? Во-первых, шопоголизм связан со значительными тратами. Деньги рано или поздно заканчиваются, но тяга к шопингу остается. Тогда уже страдают и близкие, которые вынуждены вкладываться финансово. Во-вторых, шопоголизм так или иначе приводит к депрессивным состояниям, тревожным расстройствам. А это, в свою очередь, может привести к суицидальным мыслям. Пустоту внутри многочисленные покупки все равно не заполнят, удовлетворение от них быстро проходит. Получается, что шопоголизм не настолько безобиден, как может показаться.

«Однако пациенты с таким расстройством не приходят к нам на прием. Возможно, потому что не считают это проблемой, — отметила специалист. — Так же как и трудоголики, скажем. Они чаще обращаются за помощью, когда имеются последствия  переработок. Ведь ударный труд социально одобряется и считается признаком хорошего работника».

Справиться с шопоголизмом можно и самостоятельно. Для этого необходимо  повлиять на внешние факторы. В магазин следует ходить со списком только тех покупок, которые действительно нужны в данный момент. Карточку с собой не стоит брать, а лучше снимать деньги и расплачиваться наличностью. Важно также понять, для чего совершаются эти покупки. К примеру, если человеку одиноко и таким образом у него получается успокоиться, значит, нужно расширять социальную сферу — встречаться с друзьями, найти хобби и т.д.

Порой разобраться с этим самому трудно. Тогда стоит обратиться к психологам или психотерапевтам, которые помогут понять причины потребности в покупках, определить тактику поведения и разобраться с переживаниями.

«Когда понимаешь суть проблемы, то можешь ее контролировать. За время работы со специалистом человек постепенно меняет приоритеты в жизни, — заключила Елена Коян. — И эффект от этого будет более длительный, чем от множества ненужных покупок».

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости