Общество и профсоюзы

Между молотом и наковальней: водителей пригородных автобусов штрафуют ревизоры собственного предприятия

Любая поездка даже в ближайший к Минску пригород для водителей столичных рейсовых автобусов становится серьезным испытанием для собственных нервов, а порой и для кошелька. В крутой оборот их взяли… ревизоры собственного предприятия. Законодательство неумолимо: любой провоз пассажира без билета (пусть даже он вышел не на своей остановке) влечет серьезные финансовые санкции и для человека за рулем. Так прописано в КоАП. «Штрафуют без разбора. Только как в условиях жесткого графика и плотного транспортного потока уследить за каждым?» — отчаявшиеся шоферы четырех минских автопарков собрали более 250 подписей и отправили коллективное обращение в Администрацию Президента, сообщает портал «Беларусь сегодня».

И водитель, и кассир, и контролер

Звоночек этой истории прозвенел еще в прошлом году. Резонансный и безобразный случай — водитель автобуса на одной из остановок в Колодищах избил пассажира. Дело обстояло так: шофер отказался трогаться с места, пока в салоне будет хоть один безбилетник. Один из опаздывавших пассажиров (кстати, с билетом в руке) слишком рьяно стал этим возмущаться и… получил по лицу. Водителя, понятное дело, уволили. Неуравновешенным за рулем действительно не место. Впрочем, для тех, кто свои рабочие будни проводит за рулем общественного транспорта, было ясно: ситуацию своими действиями спровоцировали безграмотные управленческие решения, которые, по сути, поставили водителей между молотом и наковальней.

Общаюсь с Дмитрием Рубаником и Денисом Зубковым, водителями автобусного парка № 4 — филиала предприятия «Минсктранс», обслуживающего ту самую проблемную колодищанскую зону. Парни лишь вздыхают: контролеры неумолимы.

 — За одну недополученную предприятием копейку тебе в сумме могут дать 300, а то и 400 рублей штрафа! — возмущены напарники. — Зарплаты у нас и так ниже, чем у «городских» коллег. Минимальный же размер взыскания по статье 18.32 КоАП — провоз пассажира без билета или багажа без квитанции — 4 базовые величины. Это 92 рубля. Нас, ко всему прочему, приказом нанимателя еще и полностью депремируют. Причем ситуации бывают самыми нелепыми. Одного из водителей, к слову, отца четверых детей, оштрафовали за бесплатный провоз школьников, у которых не было справки. Или другой случай: женщина по дороге из Колодищей взяла билет до 9-го километра, выходить же собиралась на следующей остановке. Позже призналась: сделала так целенаправленно. Зашли контролеры и составили на водителя протокол. Хотя народу в салоне была тьма, а разница в стоимости двух билетов — копейки.

Впрочем, даже административные взыскания можно отменить в судебном порядке — в связи с малозначительностью правонарушения. Хотя многие ли доходят до суда? Но ведь несправедливо, что на водителей пригорода взвалена задача быть, ко всему прочему, одновременно и ревизором, и кассиром? Ответственность ведь и так колоссальная. Приоритет же, настаивают они, должен отдаваться безопасности движения и соблюдению расписания, а не постоянному контролю за десятками человек в салоне. Приводят пример: в пригородный автобус из Минска в деревню Янушковичи недавно «утрамбовалось» аж 104 человека. И это при максимальной возможной наполняемости в 98 пассажиров!

Профсоюзная позиция: необходимо грамотно организовать условия труда водителей

Проблему прокомментировал Владимир Ринг, председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций «Белпрофтранс»:

 — Ситуация, в которой оказались водители автобусных парков ГП «Минсктранс», сегодня на контроле у нашего профсоюза. Юристы изучают правомерность взыскания штрафов с работников. Проверка наличия проездных документов у пассажиров прописана в должностной инструкции водителей. А значит, они обязаны за этим следить и нести ответственность в случае выявления нарушений. Но и наниматель, в свою очередь, обязан обеспечить работникам возможность выполнять свои должностные обязанности. То есть организовать условия труда водителей так, чтобы они могли выполнять функции контролера без ущерба для безопасности пассажиров и графика движения автобуса.

Водители: изменить принцип оплаты проезда на «пригороде»

То обстоятельство, что водители маршрутных автобусов управляют источником повышенной опасности, должно минимизировать ряд их дополнительных обязанностей, считают шоферы. Ситуация же складывается иным образом: водителям вменено исполнение более 60 пунктов инструкции. Кроме того, есть предложения и по оплате проезда:

 — Почему бы не разделить весь пригород, как в Берлине, на зоны? Стоимость проезда до населенных пунктов, расположенных сразу за городской чертой и, по сути, представляющих пригородные микрорайоны, сделать одной. До более отдаленных деревень, находящихся в определенном радиусе, — другой. За пределы Минского района — третьей… Тогда и контролировать безбилетников будет проще.

«Минсктранс»: штрафовать и пассажиров

Официальные ответы ГП «Минсктранс», касающиеся этой проблемы, четки и выверены: юридически к действиям контролеров не подкопаешься. Обвинять ревизоров, пожалуй, тоже не стоит — их работа «сдельная», а каждый составленный протокол приносит немалую копейку. К тому же финансовое положение государственного предприятия «Минсктранс» в большой степени зависит от полноты сбора выручки за оказанные пассажирам транспортные услуги. Но как быть со здравым смыслом? Отменить статью КоАП, даже снизить прописанную в кодексе минимальную планку ответственности до предупреждения сам перевозчик не в силах. Он может только внести соответствующие предложения на рассмотрение соответствующих органов. Но есть, говорят эксперты, и обратная сторона медали: подобные корректировки могут «расслабить» водителей: мол, им не так страшно будет работать на собственный карман, брать деньги и выдавать билеты по заниженной цене.

 — В каждом из парков генеральный директор вместе со всеми заинтересованными провел собрания с водительским составом. Понятное дело, нарушать закон никто не станет. Единственное, условились: на самых загруженных маршрутах — вроде рейсов в Колодищи или Атолино — к составлению протоколов будем подходить в индивидуальном порядке, адекватно ситуации. Но когда в салоне 10 — 15 человек и восемь без билета — уж извините. Кроме того, в салонах автобусов будут развешены листовки, которые напомнят пассажирам: не только водитель, но и они сами несут полную ответственность за безбилетный проезд и за наличие на руках проездного документа.