Наверх

Минтруда: «Бизнес должен быть заинтересован в качественной подготовке кадров»

14 ноября 2018

Придать образованию динамики

Действующая система подготовки кадров не успевает за потребностями реального сектора экономики, особенно в таких динамично развивающихся секторах, как информационные технологии, логистика и робототехника. Такое мнение высказал во время пресс-конференции первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович.

«Сегодня мы видим недостаточную согласованность рынка труда и образовательных услуг. В связи с этим работодателям нередко приходится доучивать молодого специалиста прямо на рабочем месте. Образование должно быть гибким и быстро реагировать на требования рынка труда», – отметил Андрей Лобович.

О том, что механизмы взаимодействия между рынком труда и подготовкой кадров требуют совершенствования, говорил и ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский.

«В отличие от высшего образования, где большую роль играют фундаментальные знания, не столь динамичные в своих изменениях, прикладные квалификации завязаны на технологиях и выполнении производственных задач в рамках современных производств, – подчеркнул ректор РИПО. – Информационные технологии сейчас проникают и в деятельность производственного персонала. Возьмем, к примеру, профессию сварщика: он должен уметь программировать робототехнический сварочный комплекс в условиях сборочного производства».

По мнению Валерия Голубовского, система образования не успевает вовремя изменить содержание учебных программ еще и потому, что работодатель не может четко сказать, какой специалист ему нужен.

«Наиболее прорывные предприятия, которые создали новые производства или модернизировали действующие с учетом новых технологий, должны определить требования, которые станут основой для совершенствования специальности», – считает ректор РИПО.

В свою очередь, первый замминистра труда добавил, что бизнес должен проявлять заинтересованность в качественной подготовке кадров, подсказывать новации, которые необходимо внедрять в образовании.

Инвалидам и людям без образования станет проще найти работу

По словам Андрея Лобовича, чтобы более гибко и адаптивно реагировать на быстро меняющиеся реалии экономики, назрела необходимость совершенствовать Национальную систему квалификации (НСК), основы которой заложены еще в советское время.

«Мы начали эту работу в 2014 году. Определили 2 пилотных сектора экономики: сферу информационных технологий и управленческую деятельность. В рамках инновационного проекта разработали пилотные профессиональные стандарты, которые легли в основу нормативных правовых актов», – рассказал первый замминистра труда.

Итогом этой работы стала Стратегии совершенствования Национальной системы квалификаций Республики Беларусь, утвержденная Совмином 24 октября.

Стратегию планируют реализовать в два этапа. Первый рассчитан на 2018–2020 годы. Итогом станет разработка профстандартов для приоритетных видов экономической деятельности. На втором этапе (2021–2025 годы) начнется внедрение новых элементов НСК в сферах труда и образования. В это время будет разработана Национальная рамка квалификаций, а также сформируется независимая оценка и сертификация квалификаций.

Андрей Лобович подчеркнул, что реальный сектор экономики, система образования и заказчики кадров должны правильно воспользоваться созданными нормативными условиями. Важно вести постоянный диалог и отражать все ключевые моменты в совместных программах.

К слову, параллельно с реализацией стратегии совершенствуется Кодекс об образовании. В его новой редакции закладывается подход, позволяющий учреждениям образования учитывать потребности реального сектора экономики и вносить корректировки в содержание учебных планов и программ.

 «Однако наряду с формальным образованием большое значение сегодня приобретает и неформальное образование, когда на протяжении трудовой жизни человек самостоятельно накапливает знания, умения и навыки», – констатировал первый замминистра труда.

Эксперты отметили, что для трудоустройства по отдельным профессиям специалисту будет достаточно тех знаний, которые он приобрел сам.

 «Предположим, он сходил на курсы или даже, возможно, выучился от своего отца кулинарному делу, а документов, подтверждающих навыки, у него нет, – разъясняет ректор РИПО. – Сейчас такого человека не могут взять в пиццерию или кондитерскую. А с внедрением независимой оценки квалификаций у него появится возможность сдать экзамен и доказать, что обладает нужными знаниями и навыками. Он получит сертификат, который будет признаваться работодателем».

Кроме того, система независимой оценки квалификаций облегчит трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Это касается тех случаев, когда по причине заболевания инвалиду запрещено работать на определенной должности, но часть функций он способен выполнять без ущерба для здоровья. После независимой оценки ему также выдадут документ, с которым смогут взять на работу.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости