Наверх

Молчание — знак согласия?

22 октября 2018

Неожиданный «подарок»

Свой нынешний день рождения Ольга Ивановна (имя и отчество по этическим соображениям изменены. – Прим. 1prof.by.), заведующая медицинским пунктом одной из войсковых частей в Минской области, запомнит, пожалуй, надолго. Праздник омрачил тот факт, что ее уволили без объяснения причин.

«Я работаю в этой части с 2005 года. Когда мы переехали сюда, медпункта не было вообще. Приходилось начинать с нуля, создавать все буквально своими руками. Трудилась добросовестно, без нареканий и замечаний со стороны руководства. Имею высшую квалификационную категорию», – рассказала Ольга Ивановна.

Собеседница признается, что с учетом всех этих фактов было не особо понятно, почему контракт с ней прежде подписывали на 1 год. Обращалась в профком за разъяснением, но там коротко отвечали, мол, надо радоваться, что вообще продлили трудовые отношения.

Последний контракт у Ольги Ивановны длился до августа 2017-го — ей исполнилось 55 лет и руководство части сообщило: продлевать не будем, отправляем на пенсию. Однако в связи с тем, что по Указу Президента № 137 пенсионный возраст в Беларуси повысился (в данном случае на год), местные юристы помогли доказать: такое решение неправомерно. По итогу контракт продлили до августа 2018-го.

«И вот 29 июня я получаю уведомление о том, что со мной не продляют трудовые отношения. На свой вопрос «Почему?» услышала: «Потому что так решил наниматель», – добавила Ольга Ивановна. – Руководство нашей части сменилось за несколько дней до уведомления. По сути, бумагу мне подписывал человек, с которым я прежде вообще не работала. Хотя, конечно, главным фактором был пенсионный возраст».

Правда, здесь есть один нюанс: в настоящее время женщине не полагается пенсия по возрасту. Дело в том, что сначала она была на военной должности (без уплаты взносов в ФСЗН), а затем ее перевели на гражданскую. Соответственно, 20 лет, которые Ольга Ивановна прослужила, не учитываются для назначения пенсии по возрасту. А требуемого минимального стажа (с 2016 года – 15 лет) у нее нет.

Ошеломленная таким решением, заведующая медпунктом пыталась достучаться до руководства, написала заявление о заключении с ней контракта на 2 года. Она неоднократно подходила к нанимателю, но каждый раз тот обещал подумать «неделю–другую». Меж тем заявление так и осталось без внимания, а 2 августа, в день рождения, Ольгу Ивановну уволили «в связи с истечением срока действия контракта». Пытаясь добиться справедливости, она обратилась за помощью к профсоюзным специалистам.

В обход колдоговора

Как рассказала главный правовой инспектор труда Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений Диана Чуприна, после обращения Ольги Ивановны она запросила коллективный договор этой части.

«В документе четко было прописано, что с работниками, не допускающими нарушений трудовой дисциплины, наниматель обязан продлевать контракт на максимальный срок, – пояснила Диана Леонидовна. – Такие гарантии содержатся в тарифном соглашении, заключенном между профсоюзом и Министерством обороны в мае 2017 года. Кроме того, в колдоговоре предусмотрено, что наниматель обязуется содержание контракта и уведомление о заключении и (или) прекращении трудовых отнощений с работником согласовывать с профсоюзным комитетом».

Также Ольга Ивановна обратилась в объединенную отраслевую профсоюзную организацию Вооруженных Сил. Правовой инспектор труда Татьяна Воробей посетила войсковую часть, чтобы выяснить, согласовывал ли наниматель уведомление об увольнении с профкомом и участвовал ли тот в принятии решения, как прописано в колдоговоре части. Но мониторинг показал: ничего из перечисленного выполнено не было. Соответственно, последовало обращение в суд.

Чья правда?

По данному делу состоялось 3 судебных заседания. Естественно, представители руководства войсковой части, выступавшие в суде, с требованиями Ольги Ивановны – восстановить ее на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и возместить моральный вред – не соглашались. «Наниматель понимал, что нарушил процедуру увольнения. Но свой поступок аргументировал тем, что уведомление показал председателю профкома, а та поставила подпись. Соответственно, молчание со стороны руководства первички расценил как согласие на увольнение заведующей медпунктом», – отметила Диана Чуприна, которая в том числе представляла интересы Ольги Ивановны в суде.

Однако правда оказалась не на стороне нанимателя. На третьем заседании 28 сентября суд Минского района вынес решение: восстановить Ольгу Ивановну в прежней должности. Кроме того, войсковая часть должна выплатить ей более 2 130 рублей, в том числе 200 рублей компенсации морального вреда.

В беседе с журналистом Ольга Ивановна заверила, что благополучно вернулась на свое рабочее место. Говорит, ощущения – будто и не уходила. Коллеги нормально восприняли ее возвращение и относятся доброжелательно. Новый контракт руководство части заключило с ней в пределах максимального срока – на 3 года. «Я очень рада, что справедливость взяла верх. Но без квалифицированной и оперативной помощи профсоюзных специалистов это вряд ли произошло бы», – заключила она.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости