Мусорные полигоны: альтернативы нет?
Сюда везут отходы промышленности и мусор, не подлежащий переработке. Потом полигон законсервируют и рекультивируют. А что же дальше?
Где сортируют мусор и что мешает рационально использовать коммунальные отходы?
В поисках ответов на эти вопросы корреспондент «Белчас» узнал много интересного.
Капля в море
К примеру, из общего количества твердых коммунальных отходов, поступающих от населения только Могилевской области, в минувшем году извлечено всего порядка 16% вторичных материальных ресурсов.
В области сегодня действуют 144 полигона твердых коммунальных отходов разной мощности. Крупные расположены в Могилеве и Бобруйске (во втором городе имеется также полигон для опасных промышленных отходов. — Прим. авт.), более мелкие (для коммунальных) — в районах.
Сортировкой отходов в областном центре занимается завод по утилизации бытовых ресурсов — «ЗУБР», подразделение Могилевского городского коммунального унитарного специализированного автопредприятия (МГКУ «Спецавтопредприятие»). Он был открыт в 2009 году на базе бывшего мусоросжигательного производства, прекратившего свое существование в начале 90-х годов прошлого века. Сюда ежедневно поступает более 300 т мусора (макулатура, пэт-бутылки, металл, шины, пакеты, другое – всего более 20 видов), большая часть которого после сортировки отправляется на специализированный полигон.
— В 2009 году в областном центре начали устанавливать контейнеры для раздельного сбора стекла, бумаги, пэт-бутылок и других пластмассовых изделий, — рассказывает директор МГКУ «Спецавтопредприятие» Анатолий Толпыго. — Объем чистых отходов за эти годы увеличился в 6 раз, но все равно является каплей в море. На ситуацию, на мой взгляд, может повлиять санитарная служба, если разрешит устанавливать такие контейнеры вне специально оборудованных площадок. Это удобно для людей и экономически выгодно для предприятия, так как обустройство одной площадки обходится недешево. Средств на эти цели у нас нет, а вот контейнеров предостаточно.
Работа не пахнет
Отходы на «ЗУБРе» перебирают вручную. Платят за неквалифицированную и дурно пахнущую работу по нынешним временам вполне сносно – в среднем 480 рублей. По словам Анатолия Толпыго, изначально на заводе даже бытовок не было, под них впоследствии пришлось переоборудовать помещения, предназначенные для администрации.
В настоящее время санитарно-бытовые условия на заводе неплохие. Есть прачечная, где ежедневно стирается и дезинфицируется рабочая одежда; имеются комната приема пищи, медпункт, душевые. Организован подвоз работников на предприятие и обратно. Предусмотрены доплаты за вредность.
— Из-за отсутствия необходимых средств здание завода было сдано в эксплуатацию в незаконченном виде, и по сей день очистные сооружения не выполняют свои функции в полном объеме, — говорит Анатолий Алексеевич. – Сейчас мы занимается лишь сортировкой отходов, частичной переработкой чистой пленки, из которой делаем гранулят, а также сбором и ферментацией органики, служащей кормом для калифорнийский червей — производителей гумуса. Между тем, по первоначальному плану к 2020 году завод должен был выйти на законченный цикл переработки пэт-бутылки. Из полученных гранул намеревались выпускать пластиковые метлы, щетки для мини-тракторов, мусорные пакеты и другую продукцию. Однако не получилось, поскольку уже три года простаивает оборудование, поставленное одной из коммерческих фирм: наладка его не завершена. Этой проблемой сейчас занимаются правоохранительные органы, однако ушедшего впустую времени уже не вернешь.
Срок «жизни» полигона – более 30 лет
На полигон площадью 19,6 га свозятся отходы от деятельности промышленных предприятий и мусор, не подлежащий дальнейшей переработке. Каждый слой отходов (высотой 1 м) пересыпается землей и гумусом. Площадку готовят по специальным технологиям. Состав грунтовых вод, которые берутся из 6-ти специальных колодцев, окружающих полигон, контролируется каждые три месяца.
Ныне действующая площадка была открыта в 1991 году, и заполнять ее планируется до 2025 года. Потом полигон законсервируют и рекультивируют. Рекультивация предусматривает комплекс мер, направленных на восстановление народнохозяйственной ценности и продуктивности территории полигона. Но процессы, которые будут происходить внутри скопища отходов, уже никого не интересуют.
Как рассказал Анатолий Толпыго, в ближайших планах — завершение реконструкции «ЗУБРа» (если будет найден источник финансирования), после чего там наладят выпуск топлива для цементных заводов. Количество отходов, соответственно, сократится, и срок действия полигона может быть продлен. Кроме того, увеличатся объемы переработки мусора: его начнут свозить не только из Могилева, но и из ближайших районов. В скором времени, возможно, на полигоне установят и оборудование для добычи газа, как это уже сделано в Гомеле и Витебске.
— Несмотря на то, что количество полигонов уменьшается (с начала текущего года 18 уже рекультивированы), альтернативы им пока нет, так как добыча и переработка вторичного сырья в регионе, как, впрочем, и во всей стране, пока малоэффективна, — отмечает главный специалист Могилевского областного комитета природных ресурсов и окружающей среды Анатолий Бамбизов. — Единой государственной программы на этот счет не существует, и решение «мусорной» проблемы практически полностью отдано на откуп частным предпринимателям.
Где востребовано вторсырье?
Между тем из вторсырья можно извлекать доходы и неплохие. Бумагу и картон перерабатывает ОАО «Бумажная фабрика «Спартак». Всего в Беларуси 6 аналогичных предприятий, входящих в состав концерна «Беллесбумпром».
Стекло для дальнейшей переработки поступает на накопительные площадки ГО «Белресурсы». Переработкой отходов полимерных материалов (грязная пленка, пэт-бутылка и др.) на Могилевщине занимаются три частных предприятия. Производимое ими сырье в основном экспортируется.
Сбор отработанных масел «лежит на плечах» частного предприятия из Крупского района Минской области. Слив масел в специальные емкости осуществляют пока только организации и юридические лица, сбор масел у населения не организован.
Проблемным вопросом является и утилизация шин: до недавнего времени они в виде топлива поступали на цементные заводы; сейчас их переработкой в Могилеве занимается частное предприятие.
Переработка электрического и электронного оборудования находится в зачаточном состоянии. Собирает его одно частное предприятие столицы, структурные подразделения которого имеются во всех областных центрах. Ветошь частично использует Борисовский комбинат текстильных материалов, а вот в России и Украине ее скупают, можно сказать, с удовольствием. На Могилевщине сбор ветоши затруднен из-за отсутствия специальных контейнеров, для которых необходимы дополнительные площади на площадках по сбору бытовых отходов.
Технологии переработки «тетра-пак» в Беларуси нет. Линия по переработке отработанных элементов питания (батареек), которые на протяжении нескольких лет собираются у населения, монтируется в Минске.
Елена ЮШКЕВИЧ
Фото автора