Наверх

На высокой ноте. Как в Беларуси готовят профессиональных музыкантов с раннего детства

15 октября 2019

Учиться музыке у лучших приезжают школьники из всех регионов Беларуси в Республиканскую гимназию-колледж при БГАМ. О семейной преемственности, таланте и балансе между музыкальными и общеобразовательными дисциплинами мы поговорили с директором учебного заведения Александром Поляковым.

К слову, Александр Евгеньевич сам был учеником гимназии-колледжа с 1996 года под руководством Инессы Ивановны Бартошевич и профессора Юрия Николаевича Гильдюка. С тех пор его профессиональный путь был связан с Республиканской гимназией-колледжем. С августа 2019 года Александр Поляков стал директором учебного заведения.

– Александр Евгеньевич, поделитесь, каким образом вы отбираете ребят в ваше учебное заведение?

– Обычно мы набираем 40 человек: по 20 в один класс. Обучение начинается со 2-го класса. Чтобы поступить, необходимо пройти собеседование и музыкальное прослушивание (сдать экзамен). Ежегодно открывается набор на вакантные места в 3–4-е и 6–9-е классы. Когда набираем ребят, мы ориентируемся на ярких, музыкально одаренных детей. Для иногородних учащихся есть возможность жить в общежитии. Последняя ступень обучения у нас – это колледж, куда ежегодно также набирается по 40 человек. Вступительные экзамены проходят по правилам приема в учреждения среднего специального образования. При этом условия поступления одинаковы и для тех, кто ранее учился в нашей гимназии, и для вновь прибывших: сдал экзамен на «отлично» – будешь зачислен, недобрал баллы – остаешься под конкурсной чертой.

– Что важнее для вашего ученика: талант или трудолюбие?

– Все должно быть в комплексе. Маленькие дети – как кот в мешке. Изначально, проявляя себя перспективным и творчески активным, имея хорошие музыкальные данные, ребенок дает надежду на развитие музыкального потенциала. Но бывают случаи, когда, как только появляются первые трудности и сложности, ученик теряет интерес к занятиям музыкой. Только дети, в которых гармонично сочетаются талант и трудолюбие, показывают высокий результат.

– Нужно ли ребенку иметь абсолютный слух, чтобы добиться успехов в музыкальной карьере?

– Не обязательно, слух можно развивать. У нас очень хорошее теоретическое отделение, которое помогает готовить ребят к учебе, начиная с 5–6 лет.

«Мы ориентируемся на развитие музыкальных талантов и растим изначально профессиональных музыкантов»

– Как происходит процесс обучения в вашем заведении?

– Есть некоторые сложности, потому что в системе образования не совсем учли специализированные учебные заведения, как наше. Мы ориентируемся на развитие музыкальных талантов и растим изначально профессиональных музыкантов. Дети, которые приходят к нам учиться, понимают, что первоочередное – это музыкальные предметы: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор и другие. Эти дисциплины входят в единую сетку. Например, у нашего учащегося может быть математика, русский и английский, после чего – сольфеджио, хор, а в конце физкультура. К этому прибавляются многочасовые индивидуальные и групповые занятия. Занятий очень много, и загруженность колоссальная.

Родители должны осознавать, что в первую очередь наши учащиеся – музыканты, а не математики или лингвисты. Нам хотелось бы облегчить нагрузку по общеобразовательным предметам, которые могли бы изучаться в контексте ознакомления или в индивидуальном порядке. Это, конечно, не касается экзаменационных предметов, которые преподаются у нас на высоком уровне, чтобы учащиеся могли быть готовы к сдаче тестов и экзаменов.

Правда, если сравнивать с теми временами, когда я учился в этом заведении, объем информации общеобразовательных предметов был на порядок меньше. Надо понимать, что в первую очередь наше учреждение направлено на практические занятия музыкального характера.

– А если ученик проучился несколько лет, а потом решил уйти?

– Как правило, мы всегда готовим родителей к тому, что при возникновении таких вопросов нужно быть готовым перевести ребенка в общеобразовательную школу. Были дети, которые в 6–7-м классе решали, что музыка – это не их. Сейчас они успешно работают в других сферах. Среди наших выпускников основатель портала TUT.by Юрий Зисер. В этом году он подарил нашему учебному заведению орган.

В целом музыка отлично развивает интеллект. Например, японцы отдают детей в музыкальные школы, потому что считают: кто занимается музыкой с детства, быстрее развивается и более смышлен, чем сверстники, которые не связаны с творчеством.

– Вы говорили, что при вашем учебном заведении есть интернат, который позволяет учиться ребятам из всех регионов Беларуси.

– Сейчас у нас более 50 учащихся со всей республики. Это уникальная система, которая была создана и поддержана еще в советское время, – открыть подобное учебное заведение наравне с Центральной музыкальной школой при Московской консерватории им.П.И. Чайковского. Мы стареемся поддерживать эту уникальность и творческую атмосферу.

В общежитии есть штат воспитателей, которые работают с нашими иногородними учащимися: оказывают сопровождение ребят, помогают делать домашние задания, следят за здоровьем учащихся и порядком в жилых комнатах интерната. Воспитатели становятся их вторыми родителями на протяжении всего обучения в нашем заведении.

– Часто в семье музыкантов дети тоже посвящают свою жизнь музыке. У вас в учебном заведении есть такие примеры?

– Бывает, что у нас учатся семьями. Например, Сергей Петрович Бельтюков – композитор, долгое время был художественным руководителем канала «Культура». Его жена Ольга Юрьевна Бельтюкова – замечательный пианист, работает на кафедре концертмейстерского класса. Сейчас она возглавляет кафедру подготовительного отделения. Все их дети учились в нашем заведении: Ксения Бельтюкова – скрипачка; Никита Бельтюков – композитор, пианист, хоровой дирижер; Дарья Бельтюкова – флейтистка. Екатерина Николаевна Дулова (ректор Белорусской государственной академии музыки, доктор искусствоведения, профессор) и Андрей Владимирович Дулов (заведующий кафедрой специального фортепиано, доцент БГАМ) выпускники нашей школы, их дети также учились здесь. Поэтому преемственность, которая характерна для нашего учреждения, позволяет нам передавать из поколения в поколение высокие идеалы музыкального искусства.

Дарья ЗИМАК

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024
Все новости