– Знаю, что вы разделяете себя как Надю и Надежду? Зачем и почему?
– Как художник и иллюстратор я – Надя Бука: именно под таким именем меня знают. А Надежда Бука – это журналист, писатель, автор двух книг сказок для детей и взрослых. Уловили разницу? В одной сфере у меня одно имя, в другой – другое. Так уж сложилось.
– Обе сферы деятельности творческие, в обеих вы – персона. А что ближе вам самой – чему отдаете предпочтение?
– А предпочтений нет. Сегодня я пишу картины, а завтра могу засесть за совсем иное творчество. Как говорится, что душа пожелает.
– Но ведь есть обязательства. К примеру, перед учениками – у вас студия изобразительного искусства.
– У меня действительно есть студия при храме Святого Роха в Минске. Студия многоликая – для детей, подростков и взрослых. Это здорово, ведь научиться рисовать можно в любом возрасте. И мои подопечные это доказывают каждый день.
К примеру, в группе для взрослых занимается Валентина Ранцевич, которой за 70. Она – прекрасный художник, даже персональная выставка состоялась. Еще одна моя взрослая ученица пришла на занятия и честно призналась, что хочет научиться рисовать, но боится карандаша и бумаги. Рисование ей необходимо для переосмысления себя. Ведь через рисунок не только развиваются фантазия и пространственное мышление, но мы глубоко погружаемся в собственный внутренний мир. Многим это необходимо. Не случайно наша студия называется «Крылы натхнення».
Еще помню, как на занятия впервые пришел 10-летний мальчик Денис. Знаете, какой была его первая работа? Она повергла меня в состояние восторга глубиной, которую, признаюсь честно, не сразу постигла. Денис изобразил женщину с большим животом и ребенка внутри. А задание было – нарисовать свой самый счастливый в жизни день. Интересуюсь, что к чему, и Денис поясняет: это его беременная мама и он в утробе. Выясняю, какое отношение имеет состояние мамы к его счастливому дню, и получаю просто-таки ошеломляющий ответ. «Ну, как же, ведь это день, когда я зародился».
– Знаю, что Вы занимаетесь рисованием и с особенными людьми…
– Да, в качестве волонтера. И должна сказать, делаю это с огромным удовольствием. Иметь таких настойчивых, целеустремленных учеников дорогого стоит.
Взять хотя бы Соню: у нее частично атрофированы руки. Для того, чтобы произвести какое-то движение, Соня берет рукав в зубы. Казалось бы, создать что-то стоящее таким образом невозможно. А вот и ошибаемся мы с вами. У Сони получаются отличные рисунки, она прекрасно чувствует свет и тени. И все потому, что есть желание.
Когда мой старший 12-летний сын Женя говорит, что он чего-то не может, я ставлю ему в пример Соню и спрашиваю: «Не можешь или все же не хочешь?».
– Надя, а каков был ваш путь в мир искусства?
– Наверное, он был предопределен заранее. Я родилась в Молодечно в творческой семье: папа Иван Смольянов – художник. Разумеется, я любила рисовать, бывать в папиной мастерской, затем училась в художественной школе. В 13 лет победила в международном конкурсе «Дети мира рисуют Иерусалим». Что примечательно, я никогда не была в этом городе, но благодаря чтению детской Библии, книгам и альбомам, а также собственному воображению мой рисунок признали лучшим.
Я получила сразу 2 награды – премию Президента нашей страны по поддержке талантливой молодежи и двухнедельную поездку в Израиль. Вот тогда я и познакомилась близко со Святой Землей. Кстати, желания, написанные на бумаге и оставленные у Стены Плача, исполнились. Они касались как личного, так и профессионального становления.
– Вы – участница художественных выставок в Беларуси, России, Литве. На вашем счету 50 персональных выставок. Следовательно, как художник состоялись. Зачем понадобилось второе образование – оно пригодилось в жизни?
– Несомненно. Сегодня я без ложной скромности могу считать себя детским писателем, ведь написала уже 2 книги, которые имели успех.
Сначала в 2017 году тиражом в 1,5 тысячи экземпляров вышла книга «Бася і Піглас». Это история о том, как к первокласснице Басе прилетает сказочное существо – Глаз с крыльями. Его зовут Пиглас. Он дружит с Басей и учит ее, как правильно жить. Пигласы – добрые, мирные существа, они – мое изобретение. Как и Мигласы. Правда, последние пока «прописаны» только на рисунках, героями книг не стали. Мигласы – порождение современности. Они питаются электроэнергией и пытаются ограждать людей от чрезмерного времяпровождения в интернете.
Свою первую книгу я иллюстрировала сама. Рисунки современные, из нашей сегодняшней жизни: девочка с мобильным телефоном, мама за компьютером. К слову, книга быстро разошлась, невзирая на то, что издана на белорусском языке. Это мое твердое убеждение – писать надо на родном языке. Наши дети должны его знать и любить.
Вторая книга только что вышла. Она называется «Бася і чароўны свет». Надеюсь, будет не менее успешной. По крайней мере, старший сын прочел и сказал: «Вау, мама, это круто».
– Семья поддерживает вас в творчестве?
– А как же иначе! Моя семья – мое вдохновение. Муж, невзирая на то, что экономист, тоже творческий человек. Он – фотограф от Бога, умеет ловить моменты. Его фотографии я постоянно использую в работе. Что касается сыновей – старшего Жени и младшего Яна, то они мои советчики и рецензенты.
– Вы создали собственное художественное направление – бутинанку. В основу названия легла фамилия?
– Бутинанка – не от фамилии «Бука», а скорей от слова «бумага». Ведь это творчество основано на вырезании из бумаги. От всем известной вытинанки бутинанку отличает, в первую очередь вырезание не узора, а сюжета. В подавляющем большинстве случаев – сюжета фантасмагоричного, сюрреалистичного, волшебного и одновременного реального, земного. Отсюда – отсутствие симметрии, свободный полет фантазии.
Бутинанка – не «девичье рукоделие», а мастеровитая графика. Весной 2011 года состоялась первая персональная выставка бутинанки. Она называлась «Нешта». Отзывы были приятными для меня – творчество назвали самобытным, удивительным по форме и глубоко осмысленным по содержанию. Я с удовольствием продолжаю заниматься бутинанкой.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото из архива героини материала