«Наша задача – развеять иллюзии»: в Минске обучают социальному предпринимательству
На занятиях начинающим бизнесменам предлагают не просто прослушать курс лекций, а узнать, что конкретно необходимо их проектам для успешного развития.
Инициатором курса «Прикладное бизнес-образование для социальных предпринимателей» при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Польше выступила общественная организация «Здоровый выбор». Ее руководитель Владислав Ковров подчеркивает: белорусским соцпредпринимателям зачастую не хватает компетенций, которые позволили бы держать бизнес на плаву и зарабатывать на идее.
На конкурсной основе из 30 проектов возможность обучения получили 12.
– Можно сделать добрую инициативу один раз, другой, но на большее у обычного человека вряд ли хватит ресурсов, – говорит Владислав. – Соответственно, чтобы разовый душевный порыв перерос в устойчивый социальный бизнес, нужно обладать необходимыми знаниями и навыками. Специально для этого мы пригласили экспертов, которые в течение 8 занятий погружают наших обучающихся в бизнес-среду. Спикеры помогают тестировать их продукт на рынке, совместно выстраивают грамотную маркетинговую стратегию, учат управлять сроками, деньгами, людьми, затратами. Большая часть тренингов уже позади, и я с уверенностью могу сказать: из 12 социальных проектов, которые мы рассматриваем, как минимум половина продолжит жить.
Чтобы социальный бизнес развивался, необходимо не просто предлагать лучший по всем параметрам продукт, но и делать это с умом. Коммерческий директор ООО «БизнесСтарт», куратор проекта Ольга Иваненко объясняет: сегодня инвесторы не готовы вкладывать деньги во все соцпроекты. Их выбор падает на тех, у кого крепкая команда и четкий план развития, кто умеет рисковать и просчитывать риски.
– Самая главная ошибка новичков – считать выручку по максимуму, – говорит она. – Это оптимистично и в корне неверно. Моя задача – развеять иллюзии слушателей курса и показать им реальное положение дел. Мы выясняем, будет ли их проект успешен с финансовой точки зрения, есть ли потребность в инвестициях, ищем стратегический план развития на следующий год. Бывает так, что предприниматель приходит с одним представлением о себе и своем деле, а уходит с совершенно новым.
Среди спикеров курса – директор международного исследовательского агентства МАСМИ Татьяна Лисицкая, магистр бизнес-администрирования, ментор, бизнес-ангел, Growth Hacker Ольга Иваненко, директор «БизнесСтарт», финансовый менеджер Инна Целуевская и другие.
Ольга подчеркнула: сегодня многие путают понятия «социальное предпринимательство» и «некоммерческая организация». В первом случае инициатива решает общественную проблему, но существует на деньги доноров (например, помогает людям с инвалидностью или больным детям). Во втором – развитие проекта не должно зависеть от спонсоров.
– Если у вас есть идея, не нужно сразу открывать компанию или регистрировать юридическое лицо, – советует Ольга. – Для начала стоит проверить свои шансы стать успешным с помощью рекламы и ясно сформулированного коммерческого предложения. Напишите о своем проекте, обязательно укажите цены и сроки запуска. Под объявлением попросите желающих приобрести ваш продукт оставить свои почтовые адреса. Если вы настроитесь на аудиторию в 1 000 человек и из них откликнется больше 30, можно производить расчеты и принимать решение.
Юлия КУЛИК
Фото Татьяны ГУЗ