test gtag

«Наставник не водит за руку, он придерживает сзади, чтобы не упал»

Пока в России только обсуждают возможность возрождения наставничества, на белорусских предприятиях такая преемственность поколений успешно работает не первый год. Для многих организаций она уже стала неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Система наставничества в нашей стране – результат совместной работы администрации и профсоюзного комитета предприятий. На основе типового положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета ФПБ от 27.01.2011 года, каждая организация разрабатывает свой собственный документ, которым руководствуется.

Согласно типовому положению, за молодыми кадрами на один или два года (для молодых работников без профессионального образования.Прим. авт.) закрепляются высококвалифицированные опытные специалисты с безупречной репутацией и богатым жизненным опытом. Они помогают молодым коллегам в освоении профессии и адаптации в коллективе, в повышении качества подготовки и квалификации. За эту работу наставники обычно получают материальное вознаграждение.

Трудно переоценить роль наставничества в здравоохранении. Молодой врач, который несет ответственность за жизнь пациентов, как никто другой, нуждается в поддержке опытных коллег. В этой связи система наставничества распространяется на все учреждения здравоохранения. Работа в этом направлении ведется на самом высоком уровне.

Чтобы выявить наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается молодой специалист на первом рабочем месте, Минский горком Белорусского профсоюза работников здравоохранения разработал специальную анкету и предложил анонимно заполнить ее молодым медработникам. Анкета состояла из 13 открытых и 17 дополнительных вопросов. В опросе приняли участие 554 молодых специалиста учреждений здравоохранения столицы.

Результаты анкетирования показали, что в среднем адаптация молодого специалиста занимает 1 месяц. При этом наиболее сложным в течение адаптационного периода молодые медработники считают выполнение своих профессиональных обязанностей. Причина – недостаток практики во время учебы.

Респонденты отмечали, что чаще всего проблемы возникают, когда рядом нет опытных коллег. К слову, в их помощи молодые специалисты будут нуждаться даже после окончания периода адаптации.

О том, нужны ли молодым медработникам наставники, от первого лица рассказали сотрудники Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска

Сергей Евтушенко, врач-анестезиолог-реаниматолог, молодой специалист:

– Я окончил Белорусский государственный медицинский университет. Во время учебы подрабатывал медбратом в отделении реанимации и интенсивной терапии больницы скорой помощи. После окончания учебы вернулся в БСМП, где работаю врачом-анестезиологом-реаниматологом.

Самым трудным для меня было перейти от теории к практике, научиться мало-мальски видеть реанимационного больного. Ведь с интенсивной терапией до начала работы в больнице скорой помощи я не имел дела и о больных знал лишь в теории. Страшно не было, было интересно. Возможно, присутствовало чувство опаски. Ведь всем людям свойственно опасаться чего-то нового, но со временем это прошло.

У молодого специалиста есть университетские знания, но нет клинического опыта, когда для постановки диагноза достаточно лишь взглянуть на больного. Хорошо, что рядом всегда есть наставник, заведующий отделением Юрий Анатольевич Сирош, с которым я могу проконсультироваться в любое время. Он контролирует мою работу, следит за адекватностью назначений. В трудной ситуации может подсказать, в каком направлении вести диагностический поиск.

Не скажу, что наставник водит меня за руку. Скорее, придерживает сзади, чтобы не упал. Юрий Анатольевич дает мне возможность самостоятельно принимать решения. Так, во время дежурства, когда заведующего отделением нет на месте и поступает тяжелый больной, ответственность полностью на мне.

У нас довольно напряженный график. Некоторые доктора работают каждый будний день с 8.30 до 16.10 и дежурят. Другие (я в том числе) – только на дежуранстве. Наш рабочий день начинается в 16.10 и заканчивается в 8.30. Приятно, что заведующий прислушивается к нашим пожеланиям. Например, если мне нужен выходной в определенный день, он старается идти навстречу и делает все возможное, чтобы его организовать. Это большой плюс.

Работа в больнице скорой помощи мне нравится. К нам поступают пациенты разного профиля (терапевтического, хирургического, кардиологического), поэтому возможности для получения новых знаний есть. Главное – желание.

Единственная проблема, с которой приходится сталкиваться, – конфликты с родственниками пациентов. Ты стараешься максимально доступно объяснить, что происходит с их близким человеком, но тебя не слышат. Многие начинают хамить, жаловаться руководству. Пытаешься разрешить конфликт сам, с некоторыми выходит. Конечно, этих людей тоже можно понять. Они испытывают стресс, ведь их родной человек находится в отделении интенсивной терапии, зачастую в крайне тяжелом состоянии. Однако нужно понять и доктора, относиться к нему как минимум с уважением.

Несмотря на все трудности, я чувствую, что эта работа – мое призвание, то, к чему я осознанно шел. В дальнейшем планирую профессионально расти.

Екатерина Огренич, врач-анестезиолог-реаниматолог:

– На интернатуру в больницу скорой помощи я пришла в 2012 году. Вскоре ушла в декретный отпуск. Когда спустя 2,5 года вернулась, окончила интернатуру и с декабря прошлого года продолжаю работать анестезиологом-реаниматологом. В коллективе меня приняли хорошо, закрепили наставника, который помогал не только словом, но и делом, ведь манипуляции у нас довольно сложные (интубация, катетеризация центральной вены). Поскольку пациентов много, руку набиваешь довольно быстро, но без совета и помощи опытного коллеги на первоначальном этапе было бы трудно.

Юрий Сирош, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии (для больных хирургического профиля):

– Никто из нас не рождается специалистом в своей отрасли. Опыт приходит с годами. А опыт, умноженный на знания, – это интуиция. Ни одного, ни второго у молодого специалиста пока нет. Поэтому в обязанности наставника входит помощь в освоении профессии и адаптации молодого сотрудника в коллективе, контроль за его работой, решение не только профессиональных, но и бытовых вопросов.

На мой взгляд, наставничество всегда было, есть и будет. Мы от этого никуда не денемся. Ведь руководитель, который хочет, чтобы его коллектив работал слаженно, всегда берет под свое крыло молодых работников.

Я прислушиваюсь ко всем своим подопечным. Порой ставлю их в определенную ситуацию и спрашиваю, как бы они поступили. Исходя из опыта и знаний, озвучиваю свое мнение. После чего мы приходим к согласию. Молодые специалисты, только окончившие университет, могут чего-то не знать, но у них есть на все свежий взгляд.

Я считаю, что хороший руководитель не мешает своим подчиненным работать. До начала рабочего дня я осматриваю пациентов. Затем обеспечиваю врачей всем необходимым, чтобы они могли проводить исследования качественно и своевременно. После этого я предоставляю им возможность самостоятельно работать и принимать решения. В течение дня я лишь контролирую процесс, а в конце – подвожу итоги работы.

Работу реаниматолога в БСМП сложно назвать спокойной. Многие студенты имеют романтичное представление о нашей профессии, не осознавая, насколько это тяжелая работа. Столкнувшись с трудностями, некоторые не выдерживают и находят более спокойную работу за те же деньги. Остальные, как правило, задерживаются надолго.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото автора