«Не спрашивают – не говори»: о чем можно умолчать при приеме на работу
Иногда соискатели опасаются, что ответы на некоторые вопросы могут помешать в получении желанной работы.
Иногда соискатели опасаются, что ответы на некоторые вопросы могут помешать в получении желанной работы. И лучше точно знать, какую информацию потенциальный работник обязан сообщить нанимателю, а какую может оставить в тайне.
Сразу хотим подчеркнуть: анкеты, которые кадровые службы предлагают заполнить на собеседованиях, не носят обязательного характера. То есть на некоторые вопросы о себе вы можете просто не отвечать. Если же вас уже приняли на работу, то вы обязаны предоставить нанимателю правдивую информацию о себе. Впрочем, и здесь есть исключения.
«Вы беременны?»
– По законодательству, сообщать или нет свои персональные данные – это выбор самого человека, – говорит руководитель компании «ВирусБлокАда», эксперт в области защиты информации Геннадий Резников. – Однако тут есть и вторая сторона медали. Например, женщина при приеме на работу может отказаться отвечать на следующие вопросы: беременна ли она, собирается ли уходить в декрет или есть ли у нее маленькие дети. Эта информация относится к тайне личной жизни. Но если соискательница отказывается предоставить эти сведения, не факт, что она получит работу. Если же умолчит о своем предполагаемом состоянии, это будет рассмотрено как предоставление ложных сведений. Понятно, что когда обман раскроется, контракт с ней, скорее всего, продлевать не захотят.
Конечно, закон запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а матерям-одиночкам – детей до 14 лет (ст.16 ТК). Однако в реальной жизни большинство работодателей в такой ситуации найдут другие поводы для отказа.
«Я инвалид, но очень хочу работать»
Если у человека есть инвалидность, он обязан сообщить о своем состоянии и показать нанимателю заключение МРЭК с индивидуальной программой реабилитации, где указан перечень работ, которые он может выполнять.
Центры занятости и многие работодатели трактуют этот документ однозначно. Однако, как пояснили в «Офисе по правам людей с инвалидностью», заключение МРЭК носит рекомендательный, а не запретительный характер. Но даже если вопрос с рекомендуемыми работами нанимателя не смущает, возникает другая сложность: необходимость установить для инвалида I или II групп сокращенный график работ – не более 35 рабочих часов в неделю.
«Здесь часто возникают проблемы, особенно если дело касается посменных работ, ведь продолжительность ежедневной рабочей смены для I или II групп инвалидности не может превышать 7 часов», – комментирует ситуацию координатор общественной организации Сергей Дроздовский.
И все же выход есть. Ст. 9 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» предусматривает, что инвалид вправе отказаться от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей, например, от установления ему неполного рабочего дня. Если такой письменный отказ есть, то наниматель освобождается от ответственности и может полностью задействовать человека в рабочем процессе.
К сожалению, пока многие вопросы трудоустройства инвалидов остаются законодательно не раскрытыми. К примеру, закон ограничивает рабочее время для инвалида, но при этом не запрещает работать по совместительству. Еще пример: позиция руководителя не имеет установленных границ рабочего времени. Значит ли это, что инвалид не может занимать руководящую должность?
«А если у меня ВИЧ?»
Закон гласит: гражданин вправе ограничить круг лиц, которым известно о его заболеваниях. Состояние здоровья и даже факт обращения за медицинской помощью являются врачебной тайной и не могут быть разглашены без согласия пациента.
«Если человек не хочет, чтобы кто-то знал о его диагнозе, он может не рассказывать об этом, в том числе и потенциальному работодателю, – комментирует Геннадий Резников. – В то же время нужно понимать меру ответственности. Предположим, человек умолчал о состоянии своего здоровья. Но вдруг это, например, психические нарушения, провалы в памяти? Если что-то случится на предприятии и виной тому будет болезнь работника, последний может попасть под уголовную ответственность. Но, как правило, для опасных работ есть обязательная медицинская комиссия».
Пару лет назад в России произошел резонансный случай: работодатель обратился в поликлинику, чтобы узнать о состоянии здоровья сотрудницы, и обнаружил, что она ВИЧ-положительна. В итоге начальник быстро нашел причину для увольнения. Более того, женщина, которая жила с этим диагнозом более 7 лет, из-за огласки была вынуждена переехать с семьей в другой город. Правда, наказали в этой истории только врача, раскрывшего врачебную тайну. В белорусском Уголовном кодексе также есть аналогичная статья – 178-я.
По нашим законам, работодатель не имеет права пытаться узнать подробности о здоровье или частной жизни своего сотрудника через третьих лиц (ст. 179 УК). Положение усугубится, если информация была добыта с помощью специальных технических средств – в этом случае нарушителю грозит наказание вплоть до лишения свободы.
Поэтому, если при приеме на работу от вас не требуют прохождения медкомиссии, и вы уверены, что выполнение обязанностей не повредит здоровью вашему и окружающих, сообщать нанимателю о своем диагнозе не обязательно.
«Не спрашивают – не говори»
Сегодня государство обеспечивает дополнительные гарантии в трудоустройстве людям, освобожденным из мест лишения свободы. В частности, бывший заключенный может устроиться на работу по направлению в счет брони для отдельных категорий работников. Понятно, что в этом случае наниматель знает, кого приглашает на работу.
Однако некоторые стыдятся неприглядных страниц своей биографии и предпочитают не использовать помощь государства, чтобы сохранить в тайне свое прошлое.
Хочется подчеркнуть, что не каждого работодателя интересуют такие подробности. Так что принцип «не спрашивают – не говори» работает и здесь. Однако есть должности с особыми требованиями, среди которых – как раз отсутствие судимости.
Бывший осужденный, например, не может быть педагогом (даже физкультуры), или устроиться на госслужбу, в прокуратуру. Его не примут на должности главного бухгалтера, психолога, если судимость была связана с трудовой деятельностью или умышленным преступлением против человека. И, конечно же, устроиться на конкретную работу не сможет человек, в отношении которого действует судебный запрет на занятие определенной деятельностью.
Законопослушность человека, пришедшего «по объявлению», наниматель может проверить, обратившись в единый государственный банк данных о правонарушениях. Однако из простого любопытства этого делать не стоит – в удовлетворении запроса откажут. Согласно Закону «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», работодатель вправе запрашивать информацию, только если отсутствие судимости является необходимым условием для принятия на работу.
Диана ФИЛИМОНОВА