Общество и профсоюзы

Не только электромобиль: над какими проектами работают сегодня белорусские ученые

Создание первого белорусского электромобиля стало одним из самых заметных событий Года науки. Экологичный и маневренный – так характеризуют экспериментальный образец, разработанный учеными Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. В нынешнем году институт празднует свое 60-летие и текущие разработки посвящает этой знаменательной дате.

Сегодня первостепенная задача для белорусского машиностроения – повышение конкурентоспособности. А это предполагает создание востребованной на рынках техники и ускоренного ее продвижения на мировой рынок. Развитие автополигона, разработка новых моделей коммунальной техники и электротранспорта, новых материалов и оборудования – над такими инновационными проектами работают сегодня белорусские ученые.

Опора для БелАЗа

Как рассказал нашему корреспонденту заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Олег Еловой, в результате совместной работы научно-технического центра «Карьерная техника» института и ОАО «БелАЗ» разработаны новые технологии получения крупногабаритных деталей и агрегатов, а также технологии их изготовления для мобильных машин большой мощности.

Это позволило создать в стране локализованное производство крупногабаритных литосварных рам. Так, результатом совместной работы стала сверхпрочная рама для карьерных самосвалов БелАЗ. Ресурс рамных конструкций увеличен в несколько раз, что позволило увеличить межремонтный интервал. По этому показателю техника БелАЗа на уровне продукции мировых лидеров Caterpillar и Komatsu и гарантированно удерживает треть мирового рынка карьерных самосвалов.

Эра цифровой электрогидравлики

Совместно с ОАО «Измеритель» создана и производится электрогидравлическая система управления навесным оборудованием для основной линейки тракторов «Беларус». Эти высокотехнологичные мехатронные системы с программным управлением (электронные педали, джойстики, сенсоры, контроллеры, регуляторы) способны заменить аналогичные устройства «Bosch Rexroth». При этом  экономится порядка 1,5 тыс. долларов с одного трактора.

В планах – создать совместно с Министерством промышленности комплекс управления внешними потребителями для отечественных тракторов – одну из дорогостоящих импортных комплектующих (экономия – более 4 тыс. долларов с трактора). Ученые ставят перед собой цель полностью локализовать производство цифровой электрогидравлики, снизить цену трактора, повысить уровень его технологичности, надежности и конкурентоспособности.

Совместно с БелАЗом, МАЗом, МТЗ, «Могилевлифтмашем» и «Белкоммунмашем» ведется работа над более чем 20 крупными проектами (междугородний и аэродромный автобусы; грузовики повышенной грузоподъемности, отвечающие европейским требованиям по экологическим параметрам; карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности с новыми трансмиссиями и электросиловыми установками на борту).

Роботизация транспорта

В передовых странах активно внедряются цифровые производства (когда жизненный цикл изделия от разработки до утилизации основан на технологиях компьютерного инжиниринга и автоматизированного производства. – Прим. авт.). Это так называемая четвертая промышленная революция («Индустрия 4.0»). У наших ученых, по словам Олега Елового, тоже есть наработки в данной области. Крупные задачи выполняет Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля, владеющий компьютерным инжинирингом в 3D-формате. Технологии позволяют протестировать технику, «сидя за столом», сэкономив при этом время и деньги на испытаниях в реальности. За счет такого подхода можно заранее исключить недоработки.

В ногу со временем белорусы идут и по интеллектуализации транспорта. Смарт-технологии дают возможность оборудованию самостоятельно настраиваться под условия среды и производства. Если судить по мировым тенденциям, то к 2025 году более 90% транспорта может быть автономным (беспилотным). Отечественные ученые, к примеру, совместно с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники и Белорусским национальным техническим университетом создали беспилотное шасси на базе мини-трактора. Роботизированная машина используется при пожаротушении, в работе на зараженной местности. Большой интерес к разработке проявляют страны Юго-Восточной Азии. В перспективе наши ученые планируют создать беспилотный электрокар. Институт машиностроения участвует в разработках беспилотных летательных аппаратов. Уже начата разработка малогабаритных двигателей для них. К слову, использование беспилотных машин позволяет исключить при работе человеческий фактор и свести к нулю аварийные ситуации.

Защита от всего

Белорусы также преуспели в создании материалов, технологий и оборудования для улучшения механических свойств изделий. Разработаны технологии, позволяющие защищать поверхности материалов оборудования, которые быстро изнашиваются в условиях агрессивной среды (например, для шаровых кранов и опор). Отечественные наработки не уступают по надежности мировым лидерам, но обходятся заказчикам гораздо дешевле. Так, разработаны антирадиационные покрытия для беспилотных летательных аппаратов, металлических и пластиковых крышек смартфонов.

Ближайшие перспективы

К 2019 году в Беларуси может быть организовано собственное производство электромобилей. Ученые уже работают над опытными образцами. Планируется, что электротакси будут предназначены для передвижения по Минску и пригороду, машины большей мощности – для экстренных служб и службы доставки (такую технику можно будет использовать и для передвижения между городами). Кроме того, у ученых есть задумка создать третий вариант белорусского электромобиля – нечто, похожее на суперкар Tesla.

Президент Беларуси Александр Лукашенко протестировал последнюю модель электромобиля Tesla и поручил отечественным разработчикам стремиться к этому уровню.

В планах – и разработка отечественного аккумулятора для электромобиля (он будет создан в НПЦ по материаловедению из графеноподобного материала и обойдется дешевле по стоимости, при этом не уступит по мощности заряда, которая влияет на продолжительность работы и пробег электромобиля).

По мнению Олега Елового, в Беларуси необходимо разработать и принять программу «зеленого» транспорта, синхронизировав ее с вводом в эксплуатацию БелАЭС. Начать можно с Минска. Это позволит сократить суммарные выбросы в атмосферу вредных веществ, снизить расходы топлива, уменьшить шумовой фон городских улиц и в итоге – повысить качество жизни населения.

Напомним, что ранее портал 1prof.by  рассказывал о суперплуге и комбайне для сбора ягод –  «ноу-хау» белорусских ученых, которые помогают аграриям.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото автора, auto.onliner.byБЕЛТА и из открытых источников