Не видя, видеть мир: утрата зрения не помешала минчанке стать предпринимателем
Владелица СПА-салона, директор образовательного центра, бизнес-тренер и многодетная мама Ольга Полошовец встречает меня с улыбкой. Подает вешалку для пальто, приглашает на кухню, готовит кофе. Двигается при этом очень уверенно, и посторонний человек никогда не догадается, что она… ничего не видит. Моя собеседница обожает книги и море, вкусно готовит, шьет.
Запретное слово
Родилась Ольга здоровым ребенком, но в трехлетнем возрасте, переболев пневмонией, лишилась зрения — видела лишь силуэты. Врачи не обнадеживали, и девочке пришлось учиться жить «на ощупь».
– Мой характер закаляли родители, – рассказывает Ольга. – Слово «инвалид» в нашей семье было запрещено. Ко мне никогда не относились с жалостью, за любую провинность доставалось, как и другим детям. Да и самой не хотелось отличаться от сверстников: я каталась на велосипеде, лазала по деревьям.
В школе моя собеседница была отличницей. Окончила педагогическое училище и юридический факультет с красным дипломом. На жалось к себе времени не оставалось, только два раза в жизни слепота заставила Ольгу дать волю эмоциям.
– Врачи предупреждали, что рожать мне нельзя, иначе не сохранить остаточное зрение, но ради детей я готова была рискнуть, – признается она. – После рождения первенца все обошлось, а вот вторая беременность закончилась суровым приговором медиков – перестану различать даже силуэты. Придя домой из клиники, я расплакалась – такое отчаяние охватило! К реальности вернул муж. Он не стал утешать, а спокойно сказал: «Хватит плакать, разогревай ужин». Эти слова отрезвили, и я поняла, что ситуацию изменить не могу, поэтому нужно принять новую себя и жить дальше.
Во второй раз моя героиня не смогла сдержать эмоций в роддоме, когда соседка по палате начала описывать, как выглядит ее третий новорожденный малыш. Больше Ольга не плакала.
Без страха и сомнений
Открывать свой бизнес Полошовец не боялась. Скорее наоборот: мысль о возможности всю жизнь трудиться по найму вызывала у нее скуку. Поработав год менеджером в туристической компании, Ольга решилась организовать собственное дело.
– Случилось это в конце 1990-х, – вспоминает она. – Мы были молоды, да и терять было нечего. Клиенты «пошли» сразу – первый же месяц стал прибыльным.
Однако через 5 лет турфирму пришлось закрыть: окончательно лишившись зрения, Ольга не могла в полном объеме выполнять свои обязанности. У многих бы опустились руки, но только не у Полошовец. Окончив курсы массажа, она открыла свой СПА-кабинет.
– В нашем коллективе есть и другие инвалиды по зрению, но внимание на этом мы не акцентируем. Ведь клиенты разные: кого-то данный факт может восхитить, а кто-то усмотрит в нем повод для грубости, – замечает героиня материала. – К счастью, представителей первой категории больше. Например, зная, что я не вижу, никто даже не попробовал обмануть меня с деньгами.
Иметь дело Ольге приходится не только с людьми, но и с техникой, и с документами. Собеседница уверяет, что сегодня это не проблема. Текст, к примеру, может прочесть голосовой помощник, с его помощью также осуществляются набор и отправка писем. А разобраться с бумагами помогают муж и сыновья.
Работа в СПА-салоне отнимает немало времени и сил, но 1,5 года назад у Ольги Полошовец возникла идея делиться своим опытом и помогать начинающим предпринимателям. Так был создан образовательный центр, где сегодня можно пройти курсы более чем по 50 направлениям. А благодаря сотрудничеству с Центром развития предпринимательской активности молодых людей с инвалидностью «Узел» появилась возможность организовывать бесплатное обучение для инвалидов.
– Многие люди с инвалидностью занимают неверную позицию, считая, что государство им должно, так как сами они ничего не могут, – полагает Ольга. – Мы стараемся не только чему-то учить всех, кто приходит к нам в центр, но и мотивировать их собственным примером.
И, отмечу, все получается. Однажды к Полошовец пришел парикмахер-стилист, который лишился зрения в 28 лет.
– Молодой человек казался совсем потерянным: остался без жены и работы, – говорит бизнес-тренер. – И мы предложили пройти ему курсы обучения массажу. Через полгода он изменился до неузнаваемости: научился на ощупь красиво ровнять себе бороду, вернулся к стильному имиджу, а главное – нашел силы жить и радоваться жизни. И жена к нему, кстати, вернулась. Ради одного такого случая я готова работать не покладая рук.
Время на себя
Утро Ольги начинается в 5.00, и следующие два часа принадлежат только ей. Это время она чаще всего посвящает книгам, отдавая предпочтение исторической литературе и психологии. Домашние заботы тоже на Ольге – как-никак, а одеть и накормить нужно четверых (!) мужчин.
– Однажды мои дети увидели игрушечного кота с длинными лапами и попросили купить, но я смастерила игрушку сама, и мальчишки пришли в восторг, – рассказывает многодетная мама. – А соседка как-то обратилась с просьбой сшить из старых джинсов сумку для коньков, и я вновь справилась.
Разумеется, как любая женщина, Ольга обожает шопинг. Подруги часто просят ее составить им компанию, так как она нередко дает дельные советы: к примеру, узнав, какого цвета одежда, и потрогав ткань, с ходу говорит, с чем ее можно сочетать.
Единственное, о чем Ольга жалеет, так это о том, что в сутках всего 24 часа. А так хочется больше быть с семьей, записаться на фитнес и довести до совершенства свой испанский.
– Вот думаю: выйду на пенсию и куплю домик у Средиземного моря. Буду ходить на курсы испанского и итальянского, а в перерывах между ними – принимать у себя в гостях внуков, – улыбается моя героиня.
– Это мечта? – спрашиваю.
– Нет, что вы! Это – цель на перспективу, – восклицает Ольга.
Юлия КУЛИК
Фото Виталия ГИЛЯ