«Не зря преподаю физику»: учитель из Могилева умеет влюбить в предмет даже лирика
Учащиеся физико-математического класса Могилевского областного лицея № 2 вместе со своим учителем Виктором Вайлаповым знают чуть больше рядовых граждан. Они считают, что благодаря развитию самой точной науки мы живем не в каменном веке, а имеем возможность, охлаждаясь кондиционером и освещаясь лампой, работать за компьютером.
Своя система
Открыв для себя тот факт, что подавляющее большинство всех технических удобств вокруг нас – конечный результат долгой и кропотливой работы физиков, подопечные Вайлапова занялись собственными исследованиями.
С ними ребята побывали сначала в Москве на чтениях имени Вернадского, а затем на XXVI Сахаровских чтениях в Санкт-Петербурге. Окунувшись в науку с головой, вернулись одухотворенные, с дипломами и новыми идеями для своих проектов. Кто знает, может быть, совсем скоро именно могилевские лицеисты заявят о себе в создании очередного чуда современной техники. И получится точно так, как изрекал упомянутый выше Эйнштейн: «Все люди считают, что это сделать невозможно. Но находится один смельчак, который с этим не согласен…»
Виктора Вайлапова впору записать не только в лучшие учителя физики и астрономии Могилевской области – он к тому же преуспел в подростковой психологии. За 27 лет учительской деятельности, досконально овладев методикой преподавания не самых простых для школьников предметов, педагог ввел и свои новаторские приемы. Благодаря его системе обучения даже очевидные гуманитарии, которые уверены, что для определения скорости звука необходимо приложить одно ухо к рельсу, а по другому ударить, задачки по физике начинают щелкать как орешки. Не говоря уже о технарях. Такие, в хорошем смысле, фанатики въедливо штудируют сборники практических заданий и с большим удовольствием остаются на дополнительные занятия.
Без домашнего задания
На самом деле секрет до невозможности прост: лицеисты помогают друг другу. На уроке они свободно перемещаются по классу и объясняют менее сообразительным товарищам верные способы решения. Затруднительные моменты поясняет учитель. Не практикуется здесь бездумное переписывание формул за пишущим на доске одноклассником. Поэтому за 45 минут ребята успевают выполнить столько, сколько в обычной школе растягивается на несколько классных часов. Да и подобных «джентльменских соглашений»: «не мешайте мне обучить физике тех двоих-троих, которым она нужна, а я не порчу ваши аттестаты», здесь априори быть не может.
– Обходимся без домашнего задания, – открыто заявляет Виктор Адамович. – А зачем оно, если за год учебник по физике мы можем пройти трижды от начала до конца, не считая других сборников.
Зато, отвечая на теоретические вопросы, мои дети не говорят, что «насыщенные пары отличаются от ненасыщенных тем, что они уже насытились». Читаю такие юморески об ученических умозаключениях и понимаю, что не зря преподаю физику.
Заставить нынешнюю молодежь тратить послеурочное время на измерения и вычисления вряд ли возможно. Нужно уметь заинтересовать. Вайлапову это удается. Все потому, что он по-настоящему влюбленный в свое дело человек. Не зря со своим призванием определился еще в детстве, будучи учеником школы.
Когда сходятся звезды
История трогательная, с налетом романтики. Однажды морозным зимним вечером, возвращаясь с приятелем из школы, увидел в небе яркую мигающую точку. На следующий день засыпал вопросами учительницу астрономии. Та ответила одним предложением: «Тебе подмигнула альфа Большого Пса – звезда Сириус».
Этого оказалось достаточно, чтобы ребенок начал чаще смотреть ввысь и читать научную фантастику. Из книги Иосифа Шкловского «Звезды: их рождение, жизнь и смерть» мальчик мало что понял. Но одно стало очевидным – он непременно должен во всем разобраться. Далее – поступление в пединститут на физмат, диплом на международной олимпиаде и даже предложение отправиться на Байконур. Но вердикт могилевских профессоров прозвучал однозначно: «Хорошими специалистами не разбрасываются». И как в воду смотрели.
Сегодня Виктор Адамович, получив премию Президента за воспитание одаренной молодежи, о собственных наградах говорит неохотно. Куда важнее заслуги его учеников, которые, надо сказать, часто заставляют своего наставника испытывать гордость. Многочисленные победы на олимпиадах всех уровней, дипломы на научных конференциях и все же главный показатель – поступление в вузы. Около 50% его выпускников становятся студентами столичных институтов. Часть из них ежегодно поступает в ведущие технические вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора