Общество и профсоюзы

Небесные создания: как девушкам попасть в авиацию и почему в их полете больше красоты

…Навстречу мне идут стройные красивые девушки в летной форме, а на заднем плане в небо взмывают вертолеты. Добавить сюда популярного актера, и не отличишь происходящее от съемок голливудского блокбастера. Причем вертолетный экипаж Софии Куршубадзе и Анастасии Короткевич отлично справился бы со злодеями без всякого Джеймса Бонда. Даже их любимое спортивное состязание – навигация – связано с приключениями и головоломками.

– В вертолетном спорте большая часть соревнований проходит в пределах одной площадки. В навигации же ты получаешь полетное задание всего за 5 минут до вылета, готовишь его, движешься по маршруту и ищешь цели. Это очень интересно, – улыбается Анастасия Короткевич и вспоминает, как на открытом чемпионате России по вертолетному спорту в 2018 году, кружа над Конаковским районом Тверской области, они безошибочно и на 6 минут раньше остальных команд обнаружили и зарисовали все цели.

– На самом деле это грустная история. Да, мы действовали максимально слаженно и эффективно, однако в нашем спорте финишировать нужно в назначенное время с точностью до доли секунды, и в тот раз мы набрали штрафных баллов. Этот случай помог нам сделать выводы для последующих состязаний, – говорит пилот экипажа София Куршубадзе.

Вместе София и Настя летают только 4-й год, на двоих – около 450 часов налета. К ним, как к пилотам-девушкам, повышенное внимание. На чемпионате мира по вертолетному спорту, который прошел в конце июля на аэродроме Боровая, в составе белорусской сборной выступали сразу 2 женских экипажа – на один меньше, чем в команде россиян.

Российская команда впервые привезла на мировое первенство женский экипаж.

В командном зачете наши летчики взяли серебряную медаль, как и на предыдущем мировом первенстве в 2015 году в Польше.

Дорогу женщинам

По меркам соседних стран, в авиации Беларуси женщин достаточно: порядка 15 человек в военной и гражданской, не считая летающих на планерах. На слуху имя правого пилота компании «Белавиа» Натальи Титенковой (Малашенко). В 2008 году она стала первой девушкой в истории белорусской армии, принятой на авиационный факультет Военной академии. Потом набор закрыли, а с 2016 года женщины снова получили возможность учиться на общевойсковом и авиационном факультетах, но только по специальностям инженерного профиля, читай, наземного. Пока гражданскими специалистами-летчиками могут стать только обладательницы дипломов зарубежных летных училищ.

– Я понимаю, почему в военной авиации к девушкам относятся настороженно. После отпуска (обычно это около двух месяцев) летчик должен пройти восстановительную программу – заново до автоматизма отточить летные навыки и подниматься в небо только с проверяющим. А женщине, например, после декретного отпуска понадобится гораздо больше времени, чтобы вернуться в строй. От этого напрямую зависит безопасность полетов, – поясняет София Куршубадзе.

Совсем иначе обстоят дела в авиационном спорте: здесь девушка за штурвалом – привычное дело. Причем дорога к небесным стартам, как правило, одна и ведет в аэроклуб.

Летчицы экипажа Витебского аэроклуба ДОСААФ, пилот Анна Рогожинская (справа) и оператор Марина Конюшевская.

Первый полет

– Мой первый полет состоялся в 6-летнем возрасте – посадили на колени к инструктору на планере. Помню, он еще дал подержаться за ручку управления. Я была уверена, что веду планер сама. После этого случая очень ждала, когда мне исполнится 15 лет, чтобы пойти в Рогачевско-Жлобинский аэроклуб. Там занималась планерным спортом. А когда поступила в университет в столице и пришла в Минский аэроклуб ДОСААФ, мне предложили летать на вертолете, – рассказывает Анастасия Короткевич.

За плечами правого пилота – более 110 часов налета. И это только на вертолете (не считая планера). «Накручивать» в небе километры Насте приходится только по выходным – в остальное время у нее занятия на лечебном факультете медуниверситета. Но у командира экипажа полеты – основное занятие. София Куршубадзе работает в Белорусской федерации авиационного спорта и успешно совмещает свои служебные обязанности с тренировками на вертолете.

С детства она хотела работать в милиции, потому поступила в кадетский корпус. Первый раз София поднялась в небо на Ан-2, чтобы прыгнуть с парашютом. С того момента полюбила полеты и, когда курсантам предложили попробовать стать летчиками-спортсменами, решилась, не раздумывая. Главными критериями отбора стали хорошее здоровье и успеваемость.

Свой первый самостоятельный полет 4 сентября 2011 года София запомнила на всю жизнь.

– Это были непередаваемые ощущения: ты понимаешь, что управляешь техникой сам, что рядом нет инструктора и тебя никто не страхует, что вся ответственность за экипаж только на тебе, – делится впечатлениями София Куршубадзе. – Я помню, как курсанты снимали меня с борта (после первого вылета пилоту самому нельзя сходить с вертолета), качали на руках и подкидывали в воздух.

О традициях и суевериях

Авиационных традиций девушки-летчицы стараются придерживаться – на всякий случай. Считается, например, что перед вылетом экипажу нельзя фотографироваться, иначе это могут стать твои последние кадры.

– Мы любим свою технику и перед полетом обязательно разговариваем с ней. Например, первый предполетный день чемпионата мира мы отвели на общение с Ми-2, на котором выступали, – посвящают в ритуалы напарницы.

Когда прошу рассказать о самом ярком полете, Анастасия Короткевич мечтательно улыбается и вспоминает планер: как поднималась в небесную высь вровень с парящими аистом или коршуном.

– Помню, как сдавала экзамен с проверяющим. Отрабатываю заход на площадку, провожу расчет, вывожу вертолет. И тут вижу прямо под нами лося. Кричу проверяющему – и мы вместо посадки, закладываем вираж и летим смотреть на сохатого, – со смехом вспоминает София.

Однако все женские «штучки», как правило, остаются за бортом. По словам девушек, полеты определенно меняют человека и его характер. Излишнюю эмоциональность сменяют сдержанность и умение быстро реагировать в сложной ситуации. Появляются упорство и привычка не опускать руки и бороться до конца.

***

– Я хотела бы развиваться дальше. Пока что моя цель – дойти до определенного уровня мастерства в спорте и поддерживать его, – делится София Куршубадзе. – Еще я мечтаю когда-нибудь полетать на истребителе. Ощутить на себе все его скорости и перегрузки. Для этого нужно как минимум переучиться на самолет.

София активно приобщает к вертолетному спорту своих крестников. С 2 лет маленькие Аня и Лео знают, как нужно вести себя на аэродроме. Их крестная уверена, что в будущем ребята обязательно придут заниматься в аэроклуб. Потому что, поднявшись в небо на собственных крыльях однажды, жить без него уже не сможешь.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото Виталия ГИЛЯ и из личного архива Софии Куршубадзе