Недетские проблемы образования: о чем говорили технические инспекторы на семинаре-совещании в Витебске
Семинар-совещание с главными техническими инспекторами труда сферы образования и науки прошел в Витебске. В нем приняли участие представители областных, Минской городской, объединенной отраслевой работников НАН Беларуси организаций профсоюза работников образования и науки.
Важен практический опыт
Охрана труда – один из главных вопросов, находящихся на контроле профсоюза. И первый день семинара сразу задал напряженный темп работы. Перед собравшимися выступили специалисты, знания и опыт которых будет полезен в работе.
Так, Святослав Рачинский, инженер по охране труда Витебского областного института развития образования, рассказал о взаимодействии Центров по обеспечению деятельности организаций системы образования с учреждениями образования Витебской области. Его практический опыт был особенно ценен, поскольку Рачинский ранее был главным специалистом управления образования.
Полезный диалог состоялся с главным государственным инспектором Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Олегом Березяком. Его доклад касался взаимодействия Департамента и отраслевого профсоюза в контроле за соблюдением законодательства об охране труда. У технических инспекторов возникло немало вопросов, на которые ответил специалист.
Об итогах и проблемах
Логичным продолжением стало подведение итогов работы технической инспекции за 9 месяцев текущего года. Главный технический инспектор труда отраслевого профсоюза Марина Лесун отметила, что в первом полугодии 2023-го главные технические инспекторы провели 61 плановую проверку и 274 мониторинга, выявив при этом 2387 нарушений законодательства и выдав нанимателям 335 представлений, рекомендаций и справок.
Работа ведется, однако есть и объективные проблемы. Во-первых, это отсутствие специалистов по охране труда в школах, детских дошкольных учреждениях и колледжах.
– Единственный специалист по охране труда, который может оказать учреждениям образования помощь – это инженер по охране труда Центра по обеспечению деятельности организаций системы образования, – заметила Марина Лесун. – Эти структуры были созданы в 2020 году, в том числе и для подобной работы. Однако на сегодняшний день процесс, к сожалению, налажен недостаточно хорошо.
Вторая проблема – это недостаток финансирования. Закон об охране труда предполагает, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда бюджетных организаций осуществляется за счет местных бюджетов.
– То есть, средства выделяют по решению главы исполнительной власти, – пояснила Марина Леонидовна. – И очень часто выделенных денег не хватает ни на спецодежду, ни на испытания оборудования. Внебюджетные средства, которые может заработать школа, и которые также можно использовать на мероприятия по охране труда, малы. Есть примеры, когда учреждения образования находят спонсоров. Недавний случай – в одном из райцентров Гомельской области местный предприниматель оказал школе спонсорскую помощь, благодаря которой купили спецодежду. Но так бывает не всегда и не везде.
И обеспечение спецодеждой – не единственная статья затрат. Нужны средства на аттестацию рабочих мест, делопроизводство, наглядную агитацию (например, оформление уголков по охране труда), испытание оборудования. Кстати, последний пункт в современных школах приобретает все большее значение. Образовательный процесс не стоит на месте. И уже не только городские школы могут похвастаться укомплектованными по последнему слову техники кабинетами химии, физики. В кабинетах обслуживающего труда находится электрическое оборудование.
Оборудование, не прошедшее в установленном порядке испытание, является потенциально опасным не только для взрослых, но и для детей, которые посещают учреждения образования. Статистика детского травматизма заставляет серьезно задуматься: за 6 месяцев этого года в стране произошло 359 несчастных случаев.
Еще один важный пункт работы технической инспекции – мониторинг оздоровительных лагерей. Так, за июнь и июль этого года инспекторы обследовали 46 детских оздоровительных лагерей, уделяя особое внимание состоянию технологического спортивного оборудования, оборудования детских спортивных и игровых площадок, душевых и спальных комнат. При этом было выявлено 198 нарушений законодательства
– Формального отношения в нашей работе нет, – подчеркивает Марина Леонидовна. – Стараются выполнять все поставленные нами задачи и руководители учреждений образования. Но пока мы не решим принципиальные вопросы, а это, повторюсь, плотное взаимодействие с инженерами по охране труда Центров по обеспечению деятельности организаций системы образования и финансирования мероприятий по охране труда, положительной динамики добиваться будет все сложнее.
Как дела в первичках?
Во второй день семинара участники знакомились с работой общественных инспекторов по охране труда в первичках отраслевого профсоюза. Гости побывали в старейшем вузе страны – Витебском государственном университете имени П.М. Машерова, Витебском государственном техническом колледже, средней школе № 46 города Витебска имени И.Х.Баграмяна, в детском саду № 111 «Буслик».
Все учреждения были выбраны неслучайно. Так, например, в техническом колледже идет подготовка учащихся по рабочим специальностям, в распоряжении ребят самые современные станки и оборудование. А школа № 46, расположенная в растущем микрорайоне Билево, является примером организации безбарьерной среды.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора