test gtag

Немец о нашей стране: «Живя в Беларуси, понял: она мало чем отличается от Германии»

Лукас Освальд приехал в нашу страну в сентябре, чтобы помогать детям с инвалидностью. Первое, что поразило молодого немца – плацкартный вагон белорусского поезда, а особенноудивительные стаканы с блестящими подстаканниками

«В Германии Беларусь считается экзотической страной»

– Мне 18 лет, недавно окончил школу. Хотел стать физиком, но подумал, что, возможно, слишком молод, чтобы выбирать дело своей жизни. Взял время на раздумье, в Германии это нормальная практика. Чтобы не сидеть без дела, я решил заняться чем-то социально важным и обратился в немецкую организацию, чье название переводится как «Акция искупления – служба делу мира». Она направляет волонтеров в разные государства, чтобы там они помогали людям с инвалидностью. Когда мне предложили ехать в Беларусь, я немного удивился. У нас ваша страна считается экзотической. И все, что я о ней знал, так это то, что здесь холодно и царит диктатура. Дома изучил информацию о Беларуси и подумал: раз люди тут как-то живут, то и у меня получится. Первое, что меня удивило – это белорусский поезд, на котором я ехал в Минск. Мне достался билет в плацкартный вагон, и я еще никогда не видел, чтобы в нем ехало так много людей! По утрам они пили чай из удивительных стаканов с блестящими подстаканниками.

«Новые белорусские рубли похожи на евро»

– Кроме меня, в Минске живут еще три немецких волонтера. Каждому организация снимает квартиру. Моя находится на проспекте Пушкина, и район меня устраивает: здесь нет проблем с магазинами, в них можно найти все, что требуется. Отметил, что новые белорусские рубли похожи на евро.

Пока я не успел посетить все культурные заведения города. Побывал только  в оперном театре, который стал для меня открытием по причине… низких цен на билеты. Сам театр большой и красивый.

В Беларуси со мной уже случилось приключение. Как-то раз я застрял в лифте, и диспетчер долго не могла понять мои мольбы о помощи на немецком. Я уже подумал, что останусь в этом маленьком помещении навечно, но вскоре меня вызволили. В целом белорусы хорошо знают английский язык: когда я обращаюсь к прохожим, чтобы подсказали, как пройти к тому или иному месту, мне всегда помогают.

Ваш народ кажется мне менее эмоциональным, чем немцы. Мои земляки говорят громче и чаще жестикулируют. Однако белорусские девушки более женственны, они следят за тем, как выглядят. У нас же  больше уделяют внимание натуральности ткани, а не ее красоте. Важно, чтобы это был экологически чистый «продукт». К сожалению, пока с минчанками познакомиться не удалось: мешает языковой барьер.

Туристов в Минске немного. Знаю, что Беларусь славится своей природой, и она у вас действительно прекрасная. Но этого маловато: думаю, что надо обратить внимание на развитие культурной жизни. Будет здорово, если появятся центры современного искусства, в которых возможен диалог между зрителем и художником, будут проводиться креативные мероприятия.

Живя в Беларуси, я понял, что она мало чем отличается от Германии.

«В Германии жалеть инвалидов не принято»

– Я занят почти каждый день. Дважды в неделю посещаю воспитанников детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в Новинках. Работаю в мастерской предприятия «АртИдея», где трудятся особенные люди. Также занимаюсь с тремя ребятами, живущими в семьях. Одному из них около 30-ти, у него аутизм. По поведению заметно, что парень не такой, как все, но меня это не смущает. В Германии не принято жалеть инвалидов и уж тем более сторониться их. У нас большое внимание уделяют инклюзии. В школах есть классы, в которых вместе учатся дети с инвалидностью и без. Особенные люди находят работу. Например, недавно в моем городе Фрейбурге открывалась гостиница. Ее руководители дали объявление, в котором говорилось, что в штат требуются люди предпочтительно с инвалидностью.

«Опасность – не в мигрантах»

– Сегодня в Германии проживает очень много мигрантов. Но опасность для общества представляют не они, а националисты, которые призывают избавиться от этих людей. В качестве доводов они используют стереотипы и запугивания. Например, говорят, что мигранты едят детей. Это, конечно, бред, но некоторые верят. Моя семья приютила мигранта. Мы понимаем, что человек находится в большой беде: он потерял родину, дом, близких… Как можно от него отвернуться? Никаких проблем гость нам не доставляет. 

В Германии большое внимание уделяется теме Второй мировой войны. Например, половина школьного времени отведена на изучение этого периода истории. Часто звучит призыв никогда не повторять такой ошибки. Говорится, что мы несем ответственность за войну и ее последствия.

От редакции

Кстати, на днях в память о жертвах Холокоста в немецком Гамбурге представили уникальную экспозицию – совместный белорусско-немецкий проект. Экспозиция включает в себя фотографии, истории людей, которые смогли выжить, и воспоминания тех, кто ушел из жизни. Уже в первые дни работы проект вызвал большой интерес у немцев. В марте следующего года экспозицию привезут в Минск.

Благодарим волонтера Анну Глазер за помощь в подготовке материала.

Юлия БАЛАКИРЕВА

Фото автора

Еженедельник «Беларускі час»