Незрячий соцработник: «Белая трость – не клеймо»
…В 4 года Дмитрий Холодович переболел гриппом. Болезнь дала осложнение на глаза, и зрение стало ухудшаться. Родители свозили мальчика на операцию в Москву, собрали сумму для второй в надежде, что сын прозреет. Но развалился Союз, сумма обесценилась, и чуда не произошло. В итоге парень научился постигать мир с помощью звуков и осязания.
Счастливый выбор
– Мне нравится работать с людьми, помогать им, – признается Дмитрий (он специалист по социальной работе. – Прим. авт.) – Ни дня не пожалел, что пришел в эту сферу.
Не секрет, что людям с инвалидностью непросто трудоустроиться. Дмитрий тоже не сразу нашел свое дело. Вначале было заседание МРЭК – врачи перечислили профессии, которыми может овладеть незрячий.
– Предложений было негусто, честно скажу, – признается собеседник. – Например, массажист, но меня медицина не привлекала. А вот педагогом-психологом – почему бы и нет? И я поступил на эту специальность на заочное отделение Могилевского госуниверситета. Учиться, в принципе, было несложно. Я нашел взаимопонимание и с педагогами, и с однокурсниками. Это помогало преодолевать определенные трудности. Лекции записывал еще на старый «кассетник», осваивать программу помогал и компьютер.
Через год после окончания вуза в городском центре занятости для безработного Дмитрия Холодовича в рамках института адаптации инвалидов к трудовой деятельности в Витебском доме-интернате было создано рабочее место инструктора в компьютерном классе. Отработав согласно законодательству год, парень вновь оказался не у дел – больше вакансий в учреждении не было. Правда, опыт и знания молодого человека пригодились в Белорусском товариществе инвалидов по зрению, а в 2015-м Дмитрия пригласили уже на постоянную работу в дом-интернат.
Белая трость – не клеймо
– Мы не перестаем восхищаться им! – говорит директор учреждения Светлана Санникова.
Дмитрий самостоятельно освоил все, чем делится сегодня с инвалидами по зрению, которые живут в доме-интернате или приезжают на реабилитацию из разных уголков Витебщины. Он учит своих подопечных пользоваться белой тростью, GPS-навигацией, чтению и письму по системе Брайля. Сам приобретал знания и навыки благодаря интернету и методическим пособиям российских ученых, поскольку в Беларуси таковых практически нет. Регулярно следит за современными тенденциями, новинками тифлотехники, которые затем внедряет в отделении реабилитации.
– Вот, например, аудиовизуальная тактильная система, – показывает наш герой и объясняет: – Она помогает незрячим людям получать информацию о различных предметах. Такое оборудование в нашей стране есть далеко не везде.
В кабинете у специалиста по социальной работе можно увидеть технику, необходимую для обучения пространственному ориентированию, тактильные игры, приспособления, полезные в быту (индикатор жидкости, ограничитель тарелки, нож-дозатор), и белые трости.
– В первую очередь я помогаю преодолеть страх пользования тростью. Важно, чтобы люди поняли: это не клеймо, а помощь, без которой не обойтись, – подчеркивает Дмитрий.
Есть в отделении реабилитации и собственное «ноу-хау» – пешеходный переход, модель которого создали в отделении. Такого «учебного пособия» не найдешь ни в одном социальном учреждении страны. Здесь все, как в реальной жизни: «тротуар» уложен тактильной плиткой с рисунком, предупреждающим незрячего человека о поворотах и зоне опасности; звуковой светофор. Я закрываю глаза и пытаюсь осторожно двигаться в сторону пешеходного перехода. Спотыкаюсь. Открываю глаза и вижу, что стою посреди дороги.
– Самая большая опасность кроется именно в растерянности, – объясняет Холодович. – Здесь есть право на ошибку, а там – нет. На улицу можно выходить только тогда, когда все отработаем на модели.
Все надписи в отделении реабилитации (на стендах, в кабинетах) сделаны шрифтом Брайля. Но, как заметил мой собеседник, этой системой пользуется в основном старшее поколение – молодежь применяет современные гаджеты. Так, в мобильном телефоне Дмитрия установлена специальная программа по GPS- навигации.
– Я могу загрузить маршрут со всеми трамвайными остановками Витебска или маршрут по названию улицы и номеру дома, – рассказывает он. – Нажимаю кнопку, и электронный голос сообщает необходимую информацию.
Путешественник, фотограф, спортсмен
Холодович ежедневно добирается к месту работы на троллейбусе или трамвае.
– 15 минут езды, почти рядом с домом, – с улыбкой замечает Дмитрий. – Маршрут опробован до каждого камушка. А трость – буфер между мной и препятствием. С ней и путешествую. Да, путешествую, вы не ослышались. Для этого нужно всего лишь желание и коммуникабельность. Сейчас практически во всем мире на вокзалах и в аэропортах есть служба сопровождения. Достаточно при покупке билета сказать, что мне как незрячему требуется помощь. Конечно, езжу не наобум, а по конкретным адресам – к друзьям, знакомым. К примеру, в июле провел отпуск в Швейцарии. А в целом посетил уже 16 стран.
Верный друг в путешествиях – фотоаппарат «Олимпус».
– Я фотографирую по звуку, – признается Дмитрий. – Главное – совместить зрительную ось с объективом и предметом, который хочу запечатлеть.
Холодович также входит в сборную команду области по мини-футболу среди незрячих. Это – дополнительная возможность общаться, тренировать силу воли и держать себя в тонусе. Каждая игра – безоговорочная победа. Если не над соперником, то над своим недугом.
И, похоже, это еще не все вершины молодого человека. В планах у него – как минимум подняться на Эльбрус, а максимум – прыгнуть с парашютом. Почему бы и нет?
В 2018-м Витебское областное объединение профсоюзов присвоило Дмитрию Холодовичу звание «Мастер года Витебщины».
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото с сайта bift.by и из личного архива Дмитрия Холодовича