Какие новшества ждут водителей после принятия новых норм труда и отдыха
Наверх

Нормы режима труда и отдыха водителей обновили в Беларуси. Что изменилось?

07 апреля 2025

В Беларуси вступило в силу постановление Министерства транспорта от 9 января 2025 г. № 1. Оно утверждает Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. Что изменилось в работе городского транспорта, рассказал председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Николай Стринкевич.

Постановление №1 Минтранса заменит постановления №82 и №35. Первое ранее регулировало режим работы и отдыха водителей автомобилей, второе – водителей городского электрического транспорта. Новый документ не просто заменяет старые, а заполняет допущенные в них пробелы.

– Под руководством председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Владимира Федоровича мы вырабатывали вопросы и предложения по проектам. Работа над постановлением шла больше года. По многим вопросам долго не приходили к общим знаменателям, хотя было много структур, заинтересованных в выходе постановления, – рассказывает Николай Стринкевич.

Тем не менее, постановление приняли 9 января 2025 года, а в начале апреля оно вступило в силу. Рассказываем, что изменится с введением нового документа.

Добавлен новый вид транспорта – электробус

– Режим труда и отдыха водителей электробусов в трудовом законодательстве ранее не регламентировался, – объясняет глава Минской областной организации отраслевого профсоюза. – Однако споров по этому поводу не возникало, по крайней мере, в Минске и области. Не было такого, что я водитель электробуса, а не троллейбуса или автобуса, поэтому для меня трудовое законодательство действует по-другому. Но министерство прописало такую профессию в постановлении, и теперь по этому поводу точно не будет сложностей.

Четко прописано рабочее время водителя

Согласно постановлению, в рабочее время водителя, помимо, собственно, управления транспортом, теперь включаются:

  • проведение контроля технического состояния транспорта перед началом работы;
  • контроль размещения, крепления и состояния груза перед началом движения;
  • прекращение движения на маршруте, связанное с технической неисправностью, помехой для движения или обусловленное технологическим процессом.

При этом из рабочего времени исключили время простоев не по вине водителя.

– Список действий, входящих в рабочее время водителя, был и раньше. Но теперь был составлен исчерпывающий список работ, – отмечает Николай Стринкевич.

Ограничено время управления транспортным средством

Постановление ограничивает время, которое водитель может провести за рулем – не более 9 часов.

– Обсуждения этой нормы очень долго велись на уровне министерства, отраслевой профсоюз настаивал на включении ее в постановление, – рассказывает Николай Стринкевич. – Предыдущие постановления не оговаривали ограничения именно времени вождения, там были только ограничения времени выполнения работы. А работа – это ведь не только вождение.

Кстати, помимо, собственно, времени за рулем, в вышеупомянутые 9 часов также включают перерыв для отдыха и еды.

Отрегулирована смена графика работы водителя

– На этой норме также настаивал профсоюз: если меняется график работы водителя, это должно происходить с его согласия, и он должен узнать об этом за сутки, – объясняет председатель Минской областной организации отраслевого профсоюза.

Правда, иногда такие вот «рокировки» оказываются выгодны не только нанимателю, но и водителю. Например, если его просят выйти на маршрут вместо заболевшего коллеги. Однако, отмечает специалист, наниматель при этом не должен забывать о межсменном отдыхе. По закону от конца одной смены и до начала другой должно пройти не менее 12 часов. И, если «рокировку» проведут невнимательно, водитель может просто не успеть отдохнуть положенное время перед выходом на свою следующую плановую смену.

– Во избежание таких случаев постановление регламентирует, что наниматель должен предложить смену графика за сутки по согласованию не только с работником, но и с профсоюзами, – подчеркивает Николай Стринкевич.

Четко прописано число рабочих дней подряд

– Увы, не все наниматели у нас понимают, что такое суммированный учет рабочего времени, а еще – что такое начало и окончание рабочей недели, – обращает внимание Николай Стринкевич. – Поэтому бывали случаи, когда при планировании графика работ работнику назначали 10–14 дней без выходных. Потом предоставляли некоторое количество выходных, например, пять. Потом он еще десять дней работал, а следом ему давали оставшиеся выходные. И считали, что за определенный период – месяц, например, – они предоставили водителю положенную по закону норму выработки и положенное по закону количество выходных за месяц. Часов, вроде, везде хватает.

Чтобы наниматель и впредь не «жонглировал» цифрами и часами, Минтранс четко прописал в постановлении, что после шести рабочих дней обязательно должен идти один или более выходных.

Прописаны правила предоставления водителям дополнительной работы

По словам председателя Минской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций, в некоторых областях, например в Минской, водителям иногда предлагают помимо основной работы взять еще дополнительно работу на 0,25 ставки. Это сделать несложно, но этот вопрос не был урегулирован на законодательном уровне. В постановлении №1 есть четкое ограничение по количеству часов работ, если ты работаешь на полную ставку и подрабатываешь на какую-то часть ставки.

Прописаны правила совмещения международного и белорусского законодательства

Это нововведение добавлено для представителей компаний, занимающихся международными перевозками. Их водителям часто приходится совмещать работу по международным правилам с работой по белорусским законам. Так, объясняет Николай Стринкевич, если в Беларуси при составлении рабочего графика оперируют днями, то в Европе – часами.

Постановление Минтранса разрешает перевозчикам пользоваться белорусским законодательством до тех пор, пока оно не противоречит международному.

– Так, если положениями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены постановлением, то применяются положения европейского соглашения, – поясняли ранее в Министерстве.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Фото БелТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
16 ноября 2025 15 ноября 2025 14 ноября 2025 13 ноября 2025 12 ноября 2025
Все новости