Говорит профсоюз

О Конституции просто: диалоговую площадку организовала Витебская областная организация профсоюза работников госучреждений

Мероприятие прошло в Витебском областном управлении Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. С коллективом встретились председатель Витебской областной организации Профсоюза работников госучреждений Елена Нефёдова и директор Витебского филиала международного университета «МИТСО», кандидат исторических наук, магистр права Александр Дединкин.

Пришедшие сотрудники были подготовлены к разговору. Все уже успели ознакомиться с изменениями, которые предлагают внести в Конституцию. Александр Дединкин разъяснил собравшимся, почему он считает эти изменения являются очень своевременными и актуальными.

Конституция как живой организм

Историк начал с экскурса в прошлое нашего Основного Закона. Он обратил внимание на то, что уровень правовой культуры белорусов всегда был очень высоким. И доказательство этому – документы, которые были первыми в Европе сводами законов, составлявших правовую основу государства. Первым историческим документом конституционного характера на территории современной Беларуси стал Статут Великого княжества Литовского, принятый в XVI веке.

– Там были прописаны функции всех органов власти – великого князя как главы исполнительной власти, сейма в качестве парламента, судебных органов, – обратил внимание Александр Дединкин. – Затем была советская Конституции, которую несколько раз редактировали. И уже на основе советской Конституции 1978 года разработали нашу, белорусскую. 15 марта 1994 года ее принял Верховный Совет Республики Беларусь.

За историю суверенной Беларуси, напомнил собравшимся ученый, Основной Закон уже несколько раз совершенствовался. Первые изменения и дополнения в него внесены по результатам референдума 1996 года. Вторые изменения были внесены в 2004 году также в результате референдума.

Изменения назрели

Первой предпосылкой для внесения изменений в Основной Закон сегодня Александр Дединкин назвал изменение геополитической ситуации в мире.

–Сегодня это не совсем соответствует реалиям: наша страна находится в союзе с Россией, является членом ОДКБ. Эти факты исключают разговор о нейтралитете. В предложенных изменениях фраза о стремлении к нейтралитету отсутствует. Там сказано, что Беларусь является миролюбивым государством, которое исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств.

Следующей предпосылкой Александр Дединкин назвал демократизацию и укрепление гражданского общества.

– В 90-е годы, когда принималась Конституция, наблюдался системный кризис. И сосредоточение власти в руках одного лидера было целесообразным, – сказал Александр Дединкин. – Теперь полномочия, которые были замкнуты на одном человеке, можно перераспределять между другими органами власти, чтобы система была сбалансирована. К этому готовы и общество, и власть.

В качестве третьей предпосылки историк упомянул ценности, которые давно и четко выкристаллизовывались в нашем обществе. В условиях глобализации, по его мнению, теряются национальные ценности, и вещи, которые нам кажутся простыми и понятными, надо закреплять на бумаге. В первую очередь речь идет о дополнении статьи 15 текстом: «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой отечественной войны». Статью 54 предлагают дополнить нормой о том, что проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина. Все это должно защитить от возможных попыток фальсифицировать историю страны.

Традиционной ценностью считает историк и разнополые браки. Среди предложенных дополнений есть формулировка определить брак как союз мужчины и женщины.

– Изначально я посчитал это дополнение несущественным, – признался Александр Дединкин. – Но потом задумался, насколько мы готовы к признанию однополых браков? Всенародное голосование ответит на этот вопрос.

Красной нитью через обновленную Конституцию проходят взаимные обязательства государства и гражданина. Ярким примером этому служит, например, статья, гарантирующая бесплатное медицинское обслуживание. Государство готово взять на себя повышенные обязательства, однако в Основном Законе появится запись о том, что и граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Политическое устройство Беларуси

Александр Дединкин рассказал о ключевых изменениях в политической системе Беларуси.

– Сейчас у гражданина нет возможности напрямую обращаться в Конституционный суд, – обратил внимание он. – Мы можем это делать через Президента, парламент, Верховный Совет и через правительство. Если народ Беларуси одобрит предложенные изменения, то каждый гражданин получит право обращаться туда напрямую, как это принято, например, в России.

Если поправки в Конституцию одобрят, то в выборах смогут принимать участие граждане, находящиеся в следственном изоляторе. Их вина не доказана, поэтому неправильно лишать их права голоса.

Появятся изменения и по выдвижению кандидатов. В действующей Конституции было записано, что выдвигать кандидатов в депутаты имеют право общественные объединения, трудовые коллективы и граждане в соответствии с законом.

– Общественные объединения – это широкое понятие, – заметил Александр Дединкин. – Оно включает общественные организации, общественные движения. У многих нет фиксированного членства, и также нет практики выдвижения кандидатов. Выдвигают их как правило только политические партии. Это и предлагается зафиксировать в Основном Законе.

Историк обратил внимание и на то, как предлагается изменить требования к кандидату на должность главы государства. И снова подчеркнул, что на сегодняшний день уже нет необходимости централизации власть, пришло время перераспределения полномочий.

– Часть президентских полномочий переходят правительству, – обратил внимание историк. – Например, предлагается ввести следующие нормы: правительство может вносить законопроекты в парламент без согласия Президента. Премьер-министр получит право лично определять структуру и персональный состав правительства и предлагать Главе государства. Президент передает ряд полномочий и Всебелорусскому народному собранию. Например, утверждение концепции национальной безопасности, программ социально-экономического развития, назначение председателей и судей конституционного суда и т.д.

Соответственно, изменится и режим работы этих органов. Всебелорусское народное собрание предлагается сделать ежегодным, парламенту проводить сессию с сентября по июнь. Перерыв на небольшие каникулы может быть прерван внеочередной сессией.

Елена Нефёдова обратилась к членам коллектива с просьбой высказать свое мнение относительно поправок в Конституцию. Она напомнила, что предложения по изменению и дополнению Основного Закона может внести каждый гражданин. Елена Нефёдова рассказала, что однозначно поддерживает социальную направленность Конституции, взаимную ответственность гражданина и государства, также, по ее мнению, необходимо сохранить главные ценности нашего народа.

Виктория ДАШКЕВИЧ