Она и не думала, что встанет за станок, а сейчас работает «и с закрытыми глазами»
Гузал Жаворонок 25 лет работает фрезеровщиком участка литья и механообработки ОАО «ВолМет». Хрупкая женщина легко управляется со станком и за смену выполняет почти двойную норму.
На ОАО «ВолМет» Гузал Жаворонок пришла после декретного отпуска, тогда предприятие еще называлось «Волковысский завод металлоизделий». О будущей профессии не знала практически ничего: до этого работала контролером ОТК и не думала, что самой придется стать за станок. Но пришли непростые 90-е, начались сокращения и жизнь кардинально изменилась. Обучение женщина проходила прямо в цеху.
– Конечно, что я пришла, и что сейчас – большая разница. Тогда даже норму выполнить было тяжело, а сейчас делаю почти в два раза больше. Спустя 25 лет, наверное, и с закрытыми глазами за станком стоять могу. Может, банальную фразу скажу, но я люблю свою работу. Да, она сложная, да она грязная, и в цех не придешь, как в офис, в платье или на каблуках, но я никогда по этому поводу не «грузилась», – делится Гузал Марсовна. – Поэтому, наверное, у меня и получается то, что я делаю.
Цех собеседница знает, как свои пять пальцев, и легко справляется с любыми задачами. Когда женщина только пришла на завод, он специализировался на производстве замочных изделий, но постепенно номенклатура расширялась: добавились детали для белорусских промышленных гигантов (ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант» и других). Фрезеровщице постоянно приходится осваивать что-то новое – не заскучаешь. Да и темп такой, что только держись.
– К нам приходят заготовки с автоматов, а мы уже доводим их до ума, с помощью фрезерного станка придаем необходимый вид. Смотрите, вот эта пластинка – будущий ключ. Я должна под определенным углом нарезать пазы. У нас около 2,5 тысяч «секретов» (комбинаций – Прим. автора), – рассказывает фрезеровщица. – Нужно быть очень внимательным и точным: если чуть ошибешься, ключ не подойдет к замку. В связке идут пять штук, и они, конечно, должны быть одинаковые. Неверно сделала один – бракуются сразу все.
Весь рабочий день Гузал Марсовна проводит на ногах, да и детали бывают довольно тяжелые – к концу смены, конечно, чувствуется усталость. Но, шутит женщина, зато никакой фитнес не нужен и, уже посерьезнев, отмечает, что со временем работать становится легче: обновляется оборудование, появляются более совершенные приспособления. Раньше, например, некоторые детали нужно было механически зажать, а теперь это делает специальный аппарат.
Хотя кому-то работа за станком может показаться монотонной, собеседница так не считает. Да, она требует терпения, аккуратности и даже особой щепетильности (может, поэтому, предполагает фрезеровщица, с ней хорошо справляются женщины), но, если войти в ритм, процесс идет будто сам собой. Иногда Гузал Марсовна даже не замечает, как приходит конец рабочего дня. Считает, что ей повезло и с коллегами.
– Машиностроение ассоциируется в первую очередь с мужчинами, а у нас на основном производстве – женский коллектив. На моем участке три человека, как и я, «старожилы»: стаж уже 15-20 лет. За это время мы очень сдружились и стали больше, чем коллегами. Нет ни зависти, ни ссор. Наоборот, если я не успеваю, девчата помогают, а если они не успевают, я помогают им, – отмечает собеседница.
За последние несколько лет Гузал Марсовна дважды была на Доске почета предприятия. У Гузал Жаворонок золотые руки, которым … нет покоя: собеседница увлекается вязанием и карвингом – художественной резкой по овощам и фруктам. Так же ловко, как на работе «вырезает» станком ключ, дома с помощью специального ножа превращает обычную луковицу – в лилию, томат – в тюльпан. Начинала с видео-уроков в интернете, а сейчас может сама мастер-классы устраивать. Красоту творит Гузал Марсовна и из бумаги. Всегда перед праздниками украшает свой участок. Коллеги в шутку спрашивают: «Птица, и хочется тебе этим заниматься?». А Птице хочется, такая уж ее натура.
Елена КАЯЧ
Фото автора