Наверх

Они восстанавливали столицу из руин, или История двух москвичей, встретившихся в Минске

12 сентября 2020

Первые 17 лет моей жизни прошли в величественной 11-этажной «башне» с часами на привокзальной площади белорусской столицы. Когда я стал значительно старше, то узнал от родственников, что два моих дедушки после войны участвовали в восстановительных работах города-героя Минска.

Сергей Григорьевич

Летом 1944 года дедушка по линии матери, Сергей Григорьевич Шумских, вернулся в освобожденный Минск, где его жена и трое маленьких детей пережили оккупацию. Из-за врожденного плоскостопия он не был военнообязанным, поэтому четыре года воевал в партизанском отряде.

Минск, на строительство которого Сергей Григорьевич и его супруга приехали в начале 30-х годов из Курска, лежал в руинах. Было ясно, что город долгие годы придется восстанавливать.

По специальности Сергей Григорьевич был геодезистом. Еще в начале 20-х годов прошлого века он отправился из родной Москвы на учебу в землеустроительный-мелиоративный техникум в Курске. Одним из его сокурсников оказался будущий генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Об этом факте своей биографии и «каким был Лёня в студенческие годы» после 1964 года дедушка с большим удовольствием рассказывал родственникам, друзьям, знакомым и коллегам…

В течение последнего года войны население освобожденной столицы БССР каждые выходные выходило на разборку развалин. Люди собирали уцелевшие строительные материалы и металл, которые впоследствии использовали при восстановительных работах. На воскресники минчане ходили целыми семьями и с огромным энтузиазмом. Все были заинтересованы скорее восстановить родной город, так как большинство минчан жили в землянках или ютились по несколько семей в маленьких комнатенках бараков, уцелевших после оккупации.

В первых числах января 1945 года в Минске создали архитектурно-планировочную мастерскую, в которой геодезистом начал работать Сергей Григорьевич. Организация разрабатывала проектно-сметную документацию всех строящихся жилых и административных зданий столицы. Пройдут годы – и маленькую мастерскую численностью в 100 сотрудников в апреле 1961-го переименуют в проектный институт – «Минскпроект», которому 10 января 2020 года исполнилось 75 лет.

А тогда, после войны, одним из главных объектов восстанавливаемого Минска оказалась привокзальная площадь. Это была огромная территория, расчищенная от развалин, где сохранилось лишь два здания. Генеральным заказчиком жилых и административных зданий стала железная дорога.

Геодезисты, в составе которых был и Сергей Григорьевич, снимали территории и составляли проектную документацию, где потом закладывались фундаменты жилых домов для железнодорожников в квадрате современных улиц Бобруйская, Ленинградская, Кирова и Михайловский переулок. Дедушка участвовал и в создании топографических планов проспекта имени В.И. Ленина, (ныне – Независимости) от Дома правительства до площади имени М.И. Калинина.

На основании геодезических исследований его команды архитектурно-планировочная мастерская разрабатывала проектную документацию застройки центра города жилыми и административными зданиями в стиле «Сталинского ампира», пятниками вождям и монументом Победы.

Сам Сергей Григорьевич жил с женой и тремя детьми в рабочем поселке Грушевка, в маленькой трехкомнатной квартире без удобств, в которую его семья въехала сразу после освобождения города, когда немцы сожгли их довоенный дом. По тем временам такие жилищные условия считались отличными.

Николай Петрович

Семья Николая Петровича Тихомирова, майора железнодорожных войск, инженера-строителя, уроженца города Москвы и выпускника Харьковского института строительства, весной 1945 года приехала в Белоруссию из Ташкента. За несколько месяцев до окончания Великой Отечественной войны дедушку по линии отца отозвали из саперной академии в городе Фрунзе и направили в Белорусский железнодорожный округ на восстановительные работы.

День Победы Тихомировы встретили в Гомеле, где им выделили одну комнату в частном доме на улице Котовского.

В течение первого года жизни в Белоруссии, как рассказывали бабушка и отец, они видели дедушку крайне редко. Он постоянно находился в командировках то в Калинковичах, то в Минске, то в Вильнюсе, где проводились ремонтно-восстановительные работы железных дорог, а также административного и жилого сектора.

Первые послевоенные годы были крайне неспокойным временем. Во все командировки по БССР дедушка вместе с начальником железной дороги Краснобаевым ездил в бронепоезде, в вагонах которого были установлены пулеметы для отражения атак «лесных братьев», орудующих на территории Литвы и Западной Белоруссии.

В 1946 году организовали Западный Округ железных дорог, руководство которого, по решению правительства СССР, должно было находиться в Минске. Но из-за того, что город еще не отстроили, сотрудников временно поселили в Вильнюсе.

Николай Петрович работал главным инженером Западного железнодорожного округа. В его служебные обязанности входил контроль за поставкой строительных материалов и технический контроль за строящимися в Минске зданиями.

«Ворота в город» – две монументальные башни в 11 этажей и по два прилегающих к ним пятиэтажных жилых дома с обеих сторон улиц Кирова и Бобруйской – строились по проекту московского архитектора Бориса Рубаненко. Но не только возведение этих зданий было в ведении Николая Петровича. Он отвечал еще за строительство здания Управления Белорусской железной дороги, которое и сегодня расположенного на углу улиц Ленина и Кирова.

В 1949 году дедушка специально ездил в прусский Кёнигсберг, откуда транспортировал гранитные плиты, дубовый паркет и иные строительные материалы для здания, где вскоре должно было разместиться все руководство железной дороги. Цокольный этаж Управления БелЖД до сих пор облицован гранитными камнями выпуклой формы, привезенных из Кёнигсберга.

От железной дороги к стройке, где до 1949 года работали пленные немцы, проложили пути. Вагоны со строительными материалами из Белоруссии и других союзных республик прибывали на объект.

В 1950 году завершилось строительство нескольких жилых домов в переулках Михайловский и Войсковой, а в 1951 году к заселению была готова первая привокзальная «башня» с часами и прилегающий к ней пятиэтажный дом. И в марте 1951-го семья дедушки, как и других железнодорожников, переехала из Вильнюса в Минск.

В «башне» и в пятиэтажном доме имелась своя котельная. Горячую воду жильцам подавали по четвергам и по субботам. В квартирах было паровое отопление, на кухнях – дровяные плиты, в санузлах – чугунные ванны и фаянсовые унитазы, на лестничных площадках – мусоропровод. Высота потолков во всех домах «квартала железнодорожников» и в привокзальных башнях 3,5 метров, кухни, санузлы и жилые комнаты оказались просторными. На полу лежал дубовый паркет. правда, многие двухкомнатные и трехкомнатные квартиры в первые годы были коммунальными.

Строительство второй «башни» с гербом БССР на фасаде окончилось в 1953 году. Эти дома поистине можно назвать «вечными», так как толстые кирпичные стены перекрывались стальными рельсами.

Послесловие

Сергей Григорьевич Шумских и Николай Петрович Тихомиров познакомились друг с другом летом 1961 года, когда поженились их дети. Уроженцы Москвы сразу нашли много общих тем для разговоров, вспоминали детство и юность, проведенные в родном городе, говорили о годах учебы и о строительстве разных городов СССР, где им пришлось работать.

Давно уже нет моих дедушек, участвовавших в возрождении послевоенного Минска, а привокзальная площадь и другие объекты до сих пор радуют и восхищают монументальностью и великолепием новые поколения горожан и гостей столицы.

Андрей ТИХОМИРОВ

Фото из семейного архива автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024
Все новости