Общество и профсоюзы

Основатель Kinosmena: «Любителя от кинокритика отделяет 10 тыс. часов просмотра»

Уютный зал в центре столицы с бетонными стенами и декорациями, стоящими по углам, атмосферой напоминает артхаусные кинотеатры. В руках у каждого из 35 зрителей – загадочные листки и ручки, так что становится ясно: они пришли сюда не случайно. В обычной жизни студенты, маркетологи, копирайтеры, физики, инженеры или работники общепита, сегодня они перевоплотились в суровых кинокритиков, от мнения которых зависит, какая конкурсная работа в конце сентября получит приз в 1000 долларов.

Первый фестиваль Kinosmena состоялся в 2016 году. Тогда, помимо профессионального жюри, лучшие короткометражные фильмы помогали отбирать 5 волонтеров, в 2017-м – уже 15. В этом году на объявление о наборе участников народного жюри откликнулись 35 человек. За 12 дней они просмотрят более 200 работ, из которых выберут 30 лучших. Всего же на конкурс прислали свыше 4,5. тысяч короткометражных фильмов из 120 стран мира.

Победителя определят профессионалы: председатель Белорусского союза кинематографистов Виктор Васильев, победитель Kinosmena-2017 из Латвии Павел Гуменников, доцент кафедры звукорежиссуры БГАИ Сергей Макарей, кинооператор-постановщик «Беларусьфильма» Виктор Бондарович, киновед Лилия Магамадова и, конечно, режиссер и основатель фестиваля Kinosmena Игорь Осмоловский.

– Мы отбираем работы по простому критерию: насколько это зрительское кино, захотят ли его видеть на большом экране в кинотеатрах, или же публика разбежится уже после первых кадров. Именно по этой причине еще с первого фестиваля привлекаем волонтеров. Профессиональные зрители – кинокритики, режиссеры, операторы – смотрят кино несколько иначе. Мы обращаем внимание, прежде всего, на то, как оно сделано. Многие фильмы, которым я поставил бы высший балл, наши независимые эксперты оценивают на «ноль» или «единицу», потому что оно их не цепляет, – объясняет Игорь Осмоловский.

Кто снимает «короткий метр»

Большая часть конкурсных короткометражных фильмов – работы студентов режиссерских специальностей из учебных заведений разных стран. Но хватает и картин, сделанных профессионалами, обладающими большим бюджетом и многочисленной съемочной группой.

– Для нас не важен профессионализм участников. Бывают очень хорошие фильмы при том, что у них нулевой бюджет и два человека в кадре, – считает белорусский режиссер. – Ведь что определяет по-настоящему удачный фильм: если ты собирался что-то сделать и забыл, настолько фильм тебя увлек.

– Некоторые из присланных работ я сам смотрел с большим удовольствием. Есть оенты, сравнимые с фильмами Сергея Параджанова (советский кинорежиссер, снявший «Легенду о Сурамской крепости», «Ашик-Кериба». Прим. авт.). Там все – и глубокий смысл, и картинка такая, что каждый кадр – шедевр. Меня, например, особенно впечатлил почти бессловесный фильм о детях, которые хоронят своих родителей, – рассказывает основатель фестиваля.

Конечно, хватает среди присланных работ и таких, что даже в «коротком метре» сложно досмотреть до конца. Как 4-минутный фильм, на протяжении которого герой просто спит. Безусловно, всякий эксперимент может быть оправдан высокой целью. Вспомнить хотя бы нашумевшую картину британского режиссера Чарли Лайна «Краска сохнет». Десятичасовой фильм был снят в 2016 году и направлен против британских киноцензоров. Обывателям же кино о сохнущей краске вряд ли покажется интересным.

Только в белорусских кинотеатрах

Задача проекта Kinosmena – открыть широкой публике такой формат, как «короткий метр». С 20 по 23 сентября лучшие 30 работ фестиваля будут показаны в кинотеатрах 11 городов Беларуси.

Как объясняет режиссер, немногие представители молодого поколения знают, кто такой Андрей Тарковский – выдающийся советский режиссер с мировым именем, прославившийся фильмами «Андрей Рублёв», «Зеркало», «Сталкер». Вкус большинства нынче формируют голливудские блокбастеры.

– Сегодня человеку достаточно телефона, чтобы начать снимать, и научиться монтировать видео ничего не стоит. Однако почему-то кино получается далеко не у каждого, – говорит Игорь Осмоловский. – Я зову на просмотры в первую очередь начинающих режиссеров. Для них Kinosmena – большая школа. Даже если отсмотреть только 4 тысячи конкурсных работ, начинаешь понимать, как развивается кино, как нужно снимать и чего не стоит делать. Любителя от кинокритика отделяет 10 тысяч часов просмотра.

Кто они, участники народного жюри Kinosmena?

В этом году в народном жюри кинофестиваля – люди 17–50 лет, многие из которых с киносферой никак не связаны.

Андрей Егоров, студент Минского государственного автомеханического колледжа:

Я хотел попробовать себя в роли критика и узнать, какой жанр преобладает в короткометражном кино. Сам пробую снимать на любительском уровне – в основном комедии или что-то фантастическое. Поэтому мне интересны подобные конкурсы кино. Но для того, чтобы в них участвовать, нужно поднимать качество. Участие в таких просмотрах мотивирует искать лучшие ракурсы, больше работать со штативом.

Мария Ревенько, инженер-проектировщик:

Я случайно наткнулась на объявление о том, что Kinosmena набирает волонтеров, и решила попробовать. На данный момент учусь в Московской школе радио и телевидения, и вообще, очень люблю кино. Не бывает месяца, когда бы я не посещала кинотеатры. Порой кажется, что эмоции, передаваемые актерами в фильмах, гораздо ярче и интереснее тех, которые испытываешь в жизни. Для меня в кино важнее всего именно эмоция. И не важно даже, в каком жанре снята картина – комедия или драма. Конечно, не все короткометражки, которые прислали на конкурс, интересно смотреть. Пока что впечатлили только несколько драматических фильмов.

Николай Библис, студент БНТУ:

В первые дни отбора я ставил оценки «6», «7», «8». А потом, когда узнал, что в финал пройдут лишь 30 работ, конечно, стал судить построже. Высший балл пока что поставил только короткометражке киргизского режиссера о мальчике, который побрился налысо, – это картина про онкологию и сложный выбор, а также фильму о матери футбольного фаната. Судить конкурсные работы интересно. Пока единственная сложность в том, что на кинопросмотры приходится ехать сразу после работы – и так будет в течение ближайшей недели.

Александра Сюбарова, новостной продюсер:

Я участвую в фестивале второй раз. В прошлом году было невероятно интересно попасть на просмотры, потому как нигде больше не сможешь найти такого количества уникальных фильмов. А даже если отыщешь, то не факт, что удастся досмотреть каждый из них до конца. Это совершенно особенный опыт, когда смотришь фильмы подряд, с одним коллективом. Работы разные, в фестивале участвуют многие страны мира. После просмотров начинаешь немного иначе смотреть на кинематограф и на жизнь в целом. В первые дни я ни одной картине не поставила «десятку». По опыту прошлого фестиваля знаю, что самые интересные работы ждут впереди.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото автора