Отдых с претензией на прибыль: профсоюзы помогли одному из турагентств Гомеля разоблачить «предприимчивого» клиента
В турагентство, которым руководит индивидуальный предприниматель Елена Н., обратился Вячеслав (имена изменены по этическим причинам. – Прим. авт.). Мужчина приобрел турпутевку, заключив договор на сумму более чем 2,5 тыс. рублей. Правда, вскоре стало известно, что у него возникли «проблемы с паспортом». Значит, вылет за пределы страны невозможен, и деньги за путевку необходимо вернуть.
Чтобы обосновать причины отказа от тура, Вячеслав пообещал обратиться в милицию и предоставить в турагентство справку о потере документа. Однако справку он так и не принес, зато привел друга, который на словах подтвердил, что умышленно уничтожил паспорт Вячеслава и готов сам компенсировать понесенные расходы.
Впрочем, слова делом не подтвердились: турагент несколько раз пыталась узнать у Вячеслава о документах, подтверждающих утерю паспорта, но тщетно. В телефонных разговорах он утверждал, что претензий к турагентству не имеет, и просил больше не беспокоить его по данному вопросу.
Правда, через месяц после «пропажи» паспорта и через полмесяца со дня окончания действия договора на оказание услуги индивидуальный предприниматель получила от клиента претензию с требованием расторгнуть договор и вернуть стоимость путевки с компенсацией морального вреда (причем в иностранной валюте, хотя оплата была произведена в белорусских рублях). На момент составления претензии конверсированная сумма стоимости тура по валютному курсу превышала уплаченную Вячеславом более чем на 100 рублей, а нанесенный моральный вред мужчина оценил в 1 тыс. рублей. Таким образом, «прибыль» от отказа от туристической услуги составила как минимум 1 100 (!) рублей…
Руководитель турагентства, не долго думая, обратилась за помощью в Гомельскую областную организацию профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма. Главный правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза Василий Демчихин пояснил индивидуальному предпринимателю: исполнитель, согласно пункту 18 Договора об оказании туристических услуг, не несет ответственности за ущерб, который может быть нанесен туристам по их собственной вине или вине третьих лиц.
– Пропажа паспорта у Вячеслава вызвана его виной – он не обеспечил сохранность документа. Также согласно пункту 43 Правил оказания туристических услуг изменение и расторжение договора оказания туруслуг осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к договору по письменному заявлению одной из сторон. Ни письменного заявления, ни дополнительного соглашения при пропаже паспорта от клиента не поступало, – прокомментировал ситуацию юрист.
Елене помогли составить возражение на исковые требования, предъявленные в интересах Вячеслава обществом защиты потребителей. Конфликт удалось урегулировать мирным путем: в суде и Вячеслав, и его представитель от иска отказались.
Ольга СИМОНОК
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер