Прошло уже две недели, как Министерство образования рассказало об изменениях, касающихся аттестации педагогических работников. Наибольший резонанс вызвала отмена обязательного подтверждения высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист» раз в 5 лет. Тем не менее ситуации, когда этим специалистам все же придется сдавать экзамен, будут иметь место.
О том, как правильно их трактовать, рассказал эксперт, начальник главного управления организационной и кадровой работы Федерации профсоюзов Беларуси Роман ДАПИРО:
– Прежде всего отмечу, что новый порядок аттестации обусловлен постановлением Министерства образования от 11 мая 2017 года № 46, которое вносит корректировки в постановление № 101 от 22 августа 2012 года «Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)». Думается, педагоги воспримут изменения с одобрением. По сути, постановление, вступившее в силу 31 мая, упразднило всеобъемлющую процедуру для большого числа специалистов, которым упомянутые категории были присвоены 5 лет назад и раньше. Таким образом, сегодня наниматель может потребовать от работника пройти аттестацию лишь в двух конкретных случаях: если тот снизил уровень своей работы или имеет перерыв в педагогической деятельности более 2 лет. Последнее условие не относится к беременным женщинам, молодым мамам, воспитывающим детей до 5 лет, а также членам аттестационных комиссий, созданных в соответствии с пунктами 14 и 15 упомянутой инструкции.
Что касается снижения уровня работы как основания для аттестации, то в соответствии с новыми правилами руководитель организации не может инициировать процедуру без предварительного согласия на нее педагогического совета либо совета учреждения образования. Данное новшество можно расценивать как компенсирующий механизм, позволяющий избежать противоречий и субъективного подхода при аттестации. И вот почему. Профсоюзы не раз обращали внимание отраслевого министерства на то, что Инструкция о порядке проведения аттестации четко не оговаривает важные моменты: как следует понимать снижение уровня работы педагогического работника? какие требования подразумеваются и кем они установлены? То есть нельзя сказать, что это исключительно требования, зафиксированные законодательными, а не локальными нормативными правовыми актами нанимателя. Теперь руководителю нужно будет обосновывать целесообразность аттестации, выносить этот вопрос на голосование совета. Если решение примут в пользу аттестации, то работнику придется ее пройти – эта обязанность предусмотрена в том числе и Кодексом об образовании. Отмечу также, что аттестация на подтверждение квалификационной категории не должна проводиться чаще одного раза в 5 лет.
Хотелось бы подчеркнуть, что образование – одна из немногих отраслей, где аттестационную комиссию избирают на собрании педагогического коллектива. Кроме того, непосредственно профком согласовывает характеристики аттестуемых и обладает полномочиями направить в состав комиссии своего представителя. Так что решение совета – дополнительный, но не единственный фактор защиты работника.
Напомним: аттестация – не только обязанность педработника, но и его право, когда речь идет о присвоении той или иной категории. Осуществить данный вид аттестации можно лишь в том случае, если педагог подаст соответствующее письменное заявление в аттестационную комиссию. Хотелось бы, чтобы аттестации такого рода преобладали. Это позволит нам стать свидетелями повышения квалификационного уровня наших педагогов, а не того, как он ставится под сомнение.
Елена ОРЛОВА